Пример HTML-страницы

Обоснование отсутствия плана мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ

Обоснование отсутствия плана мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ)

  1. Полное и сокращенное наименование юридического лица, место нахождения юридического лица, фактический адрес объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (далее ОНВ), код и категория ОНВ. 
Полное наименование юридического лица  
Сокращенное наименование юридического лица  
Юридический адрес  
Фактический адрес промплощадки  
Телефон  
ИНН  
КПП  
ОГРН  
ОКПО  
Генеральный директор  

 Свидетельство об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду №*

Категория объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду – *

Код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду – *

  1. Краткая характеристика основных технологических процессов на ОНВ и характеристика их воздействия на атмосферный воздух

 Предприятие размещается в

Со всех сторон территория окружена производственными предприятиями. Ближайший жилой дом расположен на юго-западе на расстоянии 320 метров от границы предприятия (ул.**).

Согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 раздел 7.1.4. «Строительная промышленность», предприятие относится к III классу опасности, п.7, ориентировочный размер санитарно-защитной зоны составляет 300 м.

Основным видом деятельности *** является производство ***.

В состав предприятия входят следующие производственные участки:

Отопление производственных помещений предприятия осуществляется котельной арендодателя. На балансе предприятия имеется легковой автомобиль, расположенный на открытой стоянке.

  1. Определение перечня загрязняющих веществ, по которым производится расчет рассеивания в соответствии с п.7 приказа МПР №811 от 11.2019 г.

 При штатном режиме эксплуатации предприятия ** в атмосферу выбрасывается ** наименований загрязняющих веществ (* твердых и * жидких/газообразных).

   
 
Таблица 1 – Перечень загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу 

 

Загрязняющее вещество Используемый критерий Значение критерия мг/м3 Класс опас-
ности
Суммарный выброс вещества
код наименование г/с т/год
1 2 3 4 5 6 7
0301 Азота диоксид (Азот (IV) оксид) ПДК м/р 0,20 3    
0304 Азот (II) оксид (Азота оксид) ПДК м/р 0,40 3    
0328 Углерод (Сажа) ПДК м/р 0,15 3    
0330 Сера диоксид (Ангидрид сернистый) ПДК м/р 0,50 3    
0337 Углерод оксид ПДК м/р 5,00 4    
0902 Трихлорэтилен ПДК м/р 4,00 3    
1071 Гидроксибензол (Фенол) ПДК м/р 0,01 2    
1325 Формальдегид ПДК м/р 0,035 2    
2704 Бензин (нефтяной, малосернистый) (в пересчете на углерод) ПДК м/р 5,00 4    
2868 Эмульсол ОБУВ 0,05      
2902 Взвешенные вещества ПДК м/р 0,50 3    
Всего веществ        :           11    
  в том числе твердых  :2    
  жидких/газообразных  :9    
    Группы веществ, обладающих эффектом комбинированного вредного действия:
6038 (2) 1071 330
6010 (4) 1071 337 330 301
6204  (2)  301 330

В соответствии с перечнем загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316 р., определен перечень загрязняющих веществ. Выбрасываемых в атмосферный воздух предприятием **, подлежащих нормированию.

 

Перечень загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу, подлежащих нормированию 
Таблица 2  
Загрязняющее вещество Используемый крите-рий Значение критерия мг/м3 Класс опас-
ности
Суммарный выброс вещества т/год
код наименование
1 2 3 4 5 6
0301 Азота диоксид (Азот (IV) оксид) ПДК м/р 0,20000 3  
0304 Азот (II) оксид (Азота оксид) ПДК м/р 0,40000 3  
0330 Сера диоксид (Ангидрид сернистый) ПДК м/р 0,50000 3  
0337 Углерод оксид ПДК м/р 5,00000 4  
2704 Бензин (нефтяной, малосернистый) (в пересчете на углерод) ПДК м/р 5,00000 4  
2902 Взвешенные вещества ПДК м/р 0,50000 3  
    Группы веществ, обладающих эффектом комбинированного вредного действия:
6038 (2) 1071 330
6010 (4) 1071 337 330 301
6204  (2)  301 330

 

Для оценки степени опасности  загрязнения атмосферного воздуха выбросами загрязняющих веществ предприятия *** проведены расчеты концентраций и рассеивания загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы в соответствии с Приказом Минприроды России № 273 от 06.06.2017 г. «Об утверждении методов расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих)  веществ в атмосферном воздухе».

Для определения концентрации выбросов загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы проведен расчет рассеивания по унифицированной программе УПРЗА «ЭКОЛОГ» версия 4.60, разработанной фирмой «Интеграл» (Санкт-Петербург), согласованной в установленном порядке.

Для проведения расчетов была создана база данных. В исходные данные вошли управляющие параметры, параметры источников и характеристика выбросов.

Расчеты выполнены  с учетом:

  • данных по инвентаризации стационарных источников и выбросов;
  • климатических характеристик и особенностей района расположения *** (Приложение 13);
  • застройки и рельефа местности;
  • неоднородности работы предприятия;
  • сезонности (летний период – с целью проанализировать самый худший вариант работы предприятия)
  1. Результаты расчетов рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, создаваемые выбросами ОНВ, и величины расчетных приземных концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, создаваемые выбросами ОНВ, выполненные в соответствии с действующими методами расчета рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, при штатном режиме работе предприятия по каждому загрязняющему веществу (с учетом групп суммаций) с указанием уровней наибольших расчетных приземных концентраций

 На основании расчетов рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, создаваемые выбросами ***  были определены величины расчетных приземных концентраций загрязняющих веществ при штатном режиме работы предприятия по каждому загрязняющему веществу (с учетом группы суммации). Расчет рассеивания  проведен по унифицированной программе УПРЗА «ЭКОЛОГ» версия 4.60, разработанной фирмой «Интеграл» (Санкт-Петербург), согласованной в установленном порядке.

Рассеивание загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы для летнего периода года проведено с учетом выбросов от всех источников, это сделано с целью проанализировать самый худший вариант работы предприятия.

Расчет рассеивания произведен для летнего периода, как наиболее неблагоприятного для рассеивания загрязняющих веществ в атмосфере.

Для всех рассматриваемых веществ и групп суммации расчеты производились в прямоугольной области, охватывающей территорию санитарно-защитной зоны (СЗЗ) предприятия и территории жилой зоны.

Для совокупности источников выбросов рассчитывалась зона влияния, включающая в себя круги радиусом х1, равным 10 хм, проведенные вокруг каждого из основных источников выброса, и участки местности, где суммарная концентрация ЗВ от всей совокупности источников предприятия превышает 0,05 ПДКм.р..Зоны влияния должны рассчитываться по каждому ЗВ  отдельно (670 м).

Промплощадка имеет ориентировочную санитарно-защитную зону (СЗЗ) равную 300 м.

В каждой расчетной точке рассчитывалась максимальная по величине скорости и направлению ветра концентрация примеси. При расчетах максимальных разовых концентраций производился перебор направлений и скоростей ветра в соответствии с требованиями по алгоритму уточненного перебора скоростей ветра, заложенному в программу “Эколог” и одобренному ГГО им. А. И. Воейкова.

Расчет концентраций и рассеивания загрязняющих веществ выполнен в атмосферном воздухе в двухметровом слое над поверхностью Земли.

Местоположение расчетных точек указаны на картах рассеивания.

Загрязняющие вещества, характерные для рассматриваемого объекта негативного воздействия, включены в перечень загрязняющих веществ, характерных для рассматриваемого объекта негативного воздействия.

Определение координат источников выполнено в локальной системе координат.

Расчет концентраций и рассеивания загрязняющих веществ выполнен в атмосферном воздухе в зоне влияния источников выброса, что соответствует требованиям п. 1.2 Приказа Минприроды России №273 от 06.06.2017 г. «Об утверждении методов расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе», т.е расстояние на котором выполнен расчет рассеивания не превышает 100 км от источников выброса.

В расчетах использованы максимальные мощности выбросов, и параметры газовоздушной смеси с учетом одновременной работы всех источников выделения загрязняющих веществ.

Как показывают результаты расчетов по всем веществам, концентрации ни в одной расчетной точке не превышают 1 ПДК.

Таким образом, результаты расчетов свидетельствуют о соблюдении гигиенических стандартов качества атмосферного воздуха по всем веществам, выбрасываемых источниками предприятия ***

Вывод: по результатам расчета рассеивания концентрация загрязняющих веществ на границе СЗЗ, жилой зоне не превышает предельно – допустимой концентрации (ПДК).

  1. Определение перечня загрязняющих веществ, по которым производится рассмотрение целесообразности сокращения выбросов в периоды НМУ с обоснованием включения в него загрязняющих веществ

В отдельные периоды, когда метеорологические условия способствуют накоплению вредных веществ в приземном слое атмосферы, концентрации примесей в воздухе могут резко возрасти. Чтобы в эти периоды не допустить возникновения высокого уровня загрязнения, необходимо кратковременное сокращение выбросов загрязняющих веществ. Предприятия и организации, чья деятельность связана с выбросом загрязняющих веществ в атмосферу, при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условиях должны провести мероприятия по уменьшению объемов вредных выбросов в атмосферу в соответствии с планом мероприятий по каждой степени опасности в период НМУ.

Анализ результатов расчетов рассеивания показал, что выбросы загрязняющих веществ создают концентрации, не превышающие значения ПДК м.р. в атмосферном воздухе населенных мест  на границе СЗЗ, на территории **, у ближайших жилых домов, в зоне влияния предприятия.

Гигиенические нормативы атмосферного воздуха населенных мест ни в одной контрольной точке по каждому загрязняющему веществу не превышаются.

Вклад предприятия в загрязнение атмосферного воздуха не превышает 0,1 ПДК по всем загрязняющим веществам и группе суммации.

В перечень  веществ включаются загрязняющие вещества, подлежащие нормированию.

Мероприятия по регулированию выбросов при НМУ для *** не разрабатываются.

В таблице 8 представлены данные об увеличении приземных концентраций загрязняющих веществ в контрольных точках при наступлении НМУ 1-3 степени опасности.

 Максимально-разовые концентрации взвешенных веществ, которые могут быть созданы источниками загрязнения в период НМУ 1-3 степени опасности

Таблица 8

Загрязняющее вещество Расчетная максимальная приземная концентрация, в долях ПДК

на границе СЗЗ и жилой зоне

увеличение на 20%

40%

60%

код наименование
1 2 3
0301 Азота диоксид (Азот (IV) оксид) (с фоном)

Источник 6001

 
0304 Азот (II) оксид (Азота оксид) (с фоном)

Источник 6001

 
0328 Углерод (Сажа)

Источник 0003

 
0330 Сера диоксид (Ангидрид сернистый)

Источник 6001

 
0337 Углерод оксид

Источник 0002

 
0337 Углерод оксид

Источник 6001

 
2704 Бензин (нефтяной, малосернистый) (в пересчете на углерод)

Источник 6001

 
2902 Взвешенные вещества

Источник 0001

 
2902 Взвешенные вещества

Источник 0004

 
2902 Взвешенные вещества

Источник 0005

 
2902 Взвешенные вещества

Источник 0006

 
0902 Трихлорэтилен

Источник 0002

 
1071 Гидроксибензол (фенол)

Источник 0002

 
1325 Формальдегод

Источник 0002

 
2868 Эмульсол

Источник 0003

 

 

Согласно данным, представленным в таблицах 5,6,7 превышений ПДК в контрольных точках при увеличении приземных концентраций загрязняющих веществ на 20%, 40 %, 60% не наблюдается.

 

       
  Результаты расчета концентраций загрязняющих веществ, для обоснования перечня загрязняющих веществ
для которых производится уменьшение выбросов в период НМУ на источниках предприятия
 
№ п/п Загрязняющее вещество ПДК Класс опасности Номер контрольной точки Максимальная приземная концентрация в долях ПДК Необходимо уменьшение выбросов при режимах НМУ: Входит в группу суммации Увеличенные приземные концентрации при режимах НМУ ( %)
код наименование
НМУ 1 НМУ 2 НМУ 3 НМУ1 (20%) НМУ2 (40%) НМУ3 (60%)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
   1 0301 Азота диоксид (Азот (IV) оксид) 0,20000 3 2 0,0015        
   2 0304 Азот (II) оксид (Азота оксид) 0,40000 3 2 0,0001        
   3 0328 Углерод (Сажа) 0,15000 3 1 0,1027        
   4 0330 Сера диоксид (Ангидрид сернистый) 0,50000 3 2 0,0002        
   5 0337 Углерод оксид 5,00000 4 2 0,0068        
   6 0902 Трихлорэтилен 4,00000 3 3 0,0004        
   7 1071 Гидроксибензол (Фенол) 0,01000 2 3 0,0029        
   8 1325 Формальдегид 0,05000 2 3 0,0009        
   9 2704 Бензин (нефтяной, малосернистый) (в пересчете на углерод) 5,00000 4 2 0,0005        
  10 2868 эмульсол 0,05000 0 1 4,39e-05        
  11 2902 Взвешенные вещества 0,50000 3 4 0,1482        
Группы веществ обладающих эффектом комбинированного совместного действия:                  
  12 6010 Азота диоксид, серы диоксид, углерода оксид, фенол 1 0,0093        
  13 6038 Серы диоксид и фенол 4 0,0030        
  14 6204 Азота диоксид, серы диоксид 2 0,0011        
 
  1. Обоснование выбора контрольных точек на границе и на территории жилой зоны и особых зон, к которым предъявляются повышенные санитарно-эпидемиологические требования к атмосферному воздуху в городских и сельских поселениях

Особые зоны, к которым предъявляются повышенные санитарно-эпидемиологические требования к атмосферному воздуху в районе расположения предприятия *** отсутствуют (Приложение  8).

В целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 №52-ФЗ, вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее – санитарно-защитная зона (СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух до значений, установленных гигиеническими нормативами. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

В соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.-1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (новая редакция, утвержденная постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 года № 74) для предприятий, осуществляющих производство глиняных изделий, ориентировочный размер санитарно-защитной зоны  равен 300 м от границ промплощадки предприятия.

Согласно п.10 Приказа Минприроды России №811 от 28.11.2019 г. «Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период НМУ» проводился анализ результатов расчетов рассеивания загрязняющих веществ в контрольных точках на границе и на территории жилой зоны и особых зон, к которым предъявляются повышенные санитарно –эпидемиологические требования  к атмосферному воздуху.

Согласно данным, представленным в таблицах 5,6,7 превышений ПДК в контрольных точках при увеличении приземных концентраций загрязняющих веществ на 20%, 40 %, 60% не наблюдается, мероприятия при НМУ не требуются, следовательно, отсутствую контрольные точки.

  1. Проверка условий из п.10,11 приказа МПР №811 от 28.11.2019 г.

 Анализ результатов расчета рассеивания показал, что наибольшие приземные концентрации загрязняющих веществ, подлежащих нормированию в области охраны окружающей среды, создаваемые выбросами ** в точках формирования наибольших приземных концентраций могут создаваться  взвешенными веществами. Наибольшие приземные концентрации взвешенных веществ в контрольных точках не превышают гигиенические нормативы  и составляют 0,06 ПДК.

Данные максимально-разовых концентраций (г/с) взвешенных веществ, рассчитанные для каждого периода НМУ 1-3 степени опасности (увеличение указанных загрязняющих веществ на 20%, 40%,60 % по отношению к данным штатной эксплуатации предприятия) приведены в таблице 8.

С учетом данных таблицы 8 был выполнен расчет приземных концентраций по унифицированной программе  «УПРЗА-Эколог» (версия 4.60) для каждого периода НМУ 1-3 степени опасности.

На основании анализа расчетов приземных концентраций, которые будут создаваться при наступлении НМУ 1-3 степени опасности, превышений гигиенических нормативов (ПДК) для всех загрязняющих веществ и группы суммации не наблюдается. Следовательно, мероприятия по регулированию выбросов при НМУ не разрабатываются.

На основании расчета рассеивания была определена зона влияния *** на основании отчета по расчету рассеивания по всем веществам (объединенный результат). Зоной влияния объекта на атмосферный воздух считается территория, на которой суммарное загрязнение атмосферы от всей совокупности источников выбросов данного объекта превышает 0,05 ПДК. Зоны влияния *** определяются изолинией 0,05 ПДК на карте отчета расчета рассеивания по всем веществам (*** м).

Согласно картам рассеивания все точки в радиусе зоны влияния ОНВ с расчетными приземными концентрациями загрязняющих веществ, создаваемыми выбросами ОНВ более 0,05 ПДК  расположены в зоне, ограниченной изолинией 0,05 ПДК, показанной на картах рассеивания. Наличие других зон с расчетными приземными концентрациями загрязняющих веществ более 0,05 ПДК в радиусе зоны влияния ОНВ  при проведении расчетов рассеивания не установлено.

В рассматриваемой зоне, ограниченной изолинией 0,05 ПДК определена точка с максимальной расчетной приземной концентрацией загрязняющих веществ равная 0,07 ПДК.

Таким образом,  в радиусе зоны влияния ОНВ, в том числе на территории жилых и особых зон, попадающих в радиус зоны влияния ОНВ, нет точек, на территории которых формируются концентрации более 0,83; 0,71; 0,62 ПДК.

Учитывая вышеизложенное, расчетные приземные концентрации загрязняющих веществ (с учетом групп суммации), подлежащих нормированию, в точках формирования наибольших приземных концентраций за границей территории ОНВ при увеличении концентрации в контрольных точках на 20 %, 40%, 60 % не превысят гигиенические нормативы (ПДК),  что соответствует положениям п.10, п. 11 приказа МПР №811 от 28.11.2019 г. 

  1. Заключение об отсутствии необходимости плана

На основании п. 9, п. 17 Требований, утвержденных приказом Минприроды России от 28.11.2019 № 811, увеличение приземных концентраций ЗВ, подлежащих нормированию в области охраны окружающей среды, и групп суммаций в точках формирования наибольших приземных концентраций на границе   СЗЗ  на 20%, 40 % ,60 %  не приводит к превышению гигиенических нормативов ЗВ в атмосферном воздухе.

Вклад предприятия в контрольных точках в загрязнение атмосферного воздуха не превышает 0,1 ПДК по всем загрязняющим веществам и группам суммации.

Следовательно, отсутствует перечень загрязняющих веществ, по которым проводится сокращение выбросов в периоды НМУ при 1,2,3  режиме для всех веществ.

  1. Выводы

На основании Методов расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, утвержденных приказом Минприроды России от 06.06.2017 г №273 были произведены расчеты рассеивания выбросов загрязняющих веществ (с учетом групп суммаций), подлежащих нормированию в области охраны окружающей среды, от источников ***.

В соответствии с положениями Требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28.11.2019 №811, проведен анализ полей расчетных приземных концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе от выбросов  *** в штанном режиме работы предприятия, который показал, что в радиусе зоны влияния ОНВ на территории жилой зоны и особых зон, к которым предъявляются повышенные санитарно-эпидемиологические требования к атмосферному воздуху в городских и сельских поселениях, не создается таких концентраций загрязняющих веществ, которые при повышении на 20%, 40%, 60% превысят гигиенические нормативы.

Таким образом, разработка плана мероприятий по уменьшению выбросов в период неблагоприятных метеорологических условий для *** не требуется.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Людмила Лисичникова
Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
EcoProverka.ru
Добавить комментарий

Пример HTML-страницы