Пример HTML-страницы

План предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов

План предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов

на территории ООО «***»

образец

 

  1. Перечень принятых сокращений
АСДНР – аварийно-спасательные и другие неотложные работы
АСФ – аварийно-спасательное формирование
ГБУЗ – государственное бюджетное учреждение здравоохранения
ГО – гражданская оборона
ГОСТ – государственный стандарт
ГУ – главное управление
ЕДДС – единая дежурно-диспетчерская служба
КИПиА – контрольно-измерительные приборы и автоматика
КЧС и ОПБ – комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности
ЛРН – ликвидация разливов нефтепродуктов
МЧС – Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
НП – нефтепродукты
ОМВД – отдел Министерства внутренних дел
ООО – общество с ограниченной ответственностью
ООПТ – особо охраняемые природные территории
ОПО – опасный производственный объект
ПАСФ – профессиональное аварийно-спасательное формирование
ПЛРН – план предупреждения и ликвидации разливов нефтепродуктов
ПП – постановление правительства
ПЧ – пожарная часть
РСЧС – Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
РТП – руководитель тушения пожара
РФ – Российская Федерация
СИЗ – средства индивидуальной защиты
СП – свод правил
ФЗ – федеральный закон
Общество – ООО «***»
ЦУКС – центр управления в кризисных ситуациях
ЧС – чрезвычайная ситуация
  1. Термины и определения

Аварийно-спасательная служба – совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования [151-ФЗ].

Аварийно-спасательное формирование – самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами [151-ФЗ].

Аварийно-спасательные работы – действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения [151-ФЗ].

Аварийно-спасательные средства – техническая, научно-техническая и интеллектуальная продукция, в том числе специализированные средства связи и управления, техника, оборудование, снаряжение, имущество и материалы, методические, видео-, кино-, фотоматериалы по технологии аварийно-спасательных работ, а также программные продукты и базы данных для электронных вычислительных машин и иные средства, предназначенные для проведения аварийно-спасательных работ [151-ФЗ].

Водный объект – природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод, в котором имеет характерные формы и признаки водного режима [74-ФЗ].

Водные ресурсы – поверхностные и подземные воды, которые находятся в водных объектах и используются или могут быть использованы [74-ФЗ].

Водоохранная зона – территория, которая примыкает к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которой устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира [74-ФЗ].

Загрязнение окружающей среды – поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду [7-ФЗ].

Инцидент – отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от установленного режима технологического процесса [116-ФЗ].

Компоненты природной среды – земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле [7-ФЗ].

Ликвидация разлива нефти и нефтепродуктов – комплекс работ, проводимых при возникновении разлива нефти и нефтепродуктов и направленных на локализацию разлива нефти и нефтепродуктов, сбор разлившихся нефти и нефтепродуктов, прекращение действия характерных опасных факторов, исключение возможности вторичного загрязнения окружающей среды, а также на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь [ПП РФ № 2451].

Локализация разлива нефтепродуктов и нефтепродуктов – комплекс мероприятий, направленных на прекращение распространения разлитой или выливающейся нефти (разлитых или выливающихся нефтепродуктов) на поверхности грунта или водного объекта, проводимых путем установки заграждений, проведения земляных работ или использования специальных средств [ПП РФ № 2451].

Мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды – долгосрочные наблюдения за состоянием окружающей среды, ее загрязнением и происходящими в ней природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния окружающей среды, ее загрязнения [113-ФЗ].

Нефтепродукт – готовый продукт, полученный при переработке нефти, газоконденсатного, углеводородного и химического сырья [ГОСТ 26098-84].

Нештатные аварийно-спасательные формирования – самостоятельные структуры, созданные организациями на нештатной основе из числа своих работников, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, подготовленные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах чрезвычайных ситуаций [Приказ МЧС № 999].

Окружающая среда – совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов [7-ФЗ].

Опасные производственные объекты – предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к Федеральному закону № 116-ФЗ [116-ФЗ].

Особо охраняемые природные территории – участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны [33-ФЗ].

Охрана водных объектов – система мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов [74-ФЗ].

Охрана окружающей среды – деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий [7-ФЗ].

Пожар – неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства [69-ФЗ].

Пожарная безопасность – состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров [69-ФЗ].

Пожарная охрана – совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ [69-ФЗ].

Промышленная безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий [116-ФЗ].

Рекультивация земель – мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений [ПП РФ № 800].

Спасатель – гражданин, подготовленный и аттестованный на проведение аварийно-спасательных работ [151-ФЗ].

Чрезвычайная ситуация – обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей [68-ФЗ].

Экологическая безопасность – состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий [7-ФЗ].

Экспертиза промышленной безопасности – определение соответствия объектов экспертизы промышленной безопасности, указанных в пункте 1 статьи 13 Федерального закона № 116-ФЗ, предъявляемым к ним требованиям промышленной безопасности [116-ФЗ].

  1. Общая часть

3.1. Цели и нормативно-правовая база

Настоящий план предупреждения и ликвидации разливов нефтепродуктов (далее по тексту – План) разработан на основании и в соответствии с требованиями Федерального закона РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Постановления Правительства РФ от 31.12.2020 № 2451 «Об утверждении Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» и других действующих на территории РФ нормативно-правовых актов в области промышленной, пожарной и экологической безопасности, а также в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

При геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья, а также при переработке (производстве), транспортировке, хранении, реализации углеводородного сырья и произведенной из него продукции должны предусматриваться меры по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и иного негативного воздействия на окружающую среду.

На территории РФ, за исключением внутренних морских вод РФ и территориального моря РФ, деятельность в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также переработка (производство), транспортировка, хранение, реализация углеводородного сырья и произведенной из него продукции осуществляются при наличии у эксплуатирующей организации плана по предупреждению и ликвидации разливов нефтепродуктов.

До утверждения эксплуатирующей организацией Плана обязательным требованием является:

  • наличие положительного заключения о готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, вынесенного по результатам комплексных учений и подтверждения готовности этой эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
  • наличие согласования федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного экологического надзора, Плана в части его соответствия требованиям, установленным Правительством РФ.

Порядок проведения комплексных учений по подтверждению готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов определен Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2451.

Эксплуатирующая организация при осуществлении мероприятий по предупреждению разливов нефтепродуктов обязана:

  • выполнять План;
  • иметь финансовое обеспечение для осуществления мероприятий, предусмотренных Планом, включая возмещение в полном объеме вреда, причиненного окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан, имуществу юридических лиц в результате разливов нефти и нефтепродуктов и определяемого в соответствии с законодательством РФ, до дня начала эксплуатации объектов, используемых при геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья, а также при переработке (производстве), транспортировке, хранении, реализации углеводородного сырья и произведенной из него продукции;
  • иметь собственные аварийно-спасательные службы и (или) аварийно-спасательные формирований, предназначенные для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и аттестованных в установленном порядке, или иметь договор с аварийно-спасательными службами и (или) аварийно-спасательными формированиями, предназначенных для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и аттестованных в установленном порядке.

Эксплуатирующая организация направляет уведомление об утверждении Плана в течение 14 календарных дней со дня его утверждения с приложением копии Плана и заключения по результатам проведения комплексных учений на электронном носителе:

  • в территориальное управление МЧС России;
  • в территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования;
  • в территориальное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Внесение изменений в План осуществляется эксплуатирующей организацией при условии согласования указанных изменений с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного экологического надзора.

Целями настоящего Плана являются:

  • прогнозирование возможных разливов нефтепродуктов, с учетом территориальных особенностей и дислокации источников загрязнения;
  • определение возможных сценариев разливов нефтепродуктов;
  • планирование мероприятий по предупреждению разливов нефтепродуктов;
  • обеспечение безопасности населения и территорий, а также максимально возможного снижения ущерба и потерь в случае разлива нефтепродуктов;
  • планирование необходимых мероприятий по локализации и ликвидации возможных разливов нефтепродуктов;
  • определение необходимого состава сил и специальных технических средств для локализации и ликвидации разливов нефтепродуктов в установленные сроки;
  • определение порядка, технологий и способов ликвидации последствий разливов нефтепродуктов.
Содержание
  1. 3.2. Сведения об эксплуатирующей организации
  2. 3.3. Климатические, географические и гидрометеорологические характеристики мест расположения объектов эксплуатирующей организации
  3. 3.4. Сведения об основных операциях, производимых с нефтепродуктами
  4. 3.5. Сведения о потенциальных источниках разливов нефтепродуктов
  5. 3.6. Сведения о мероприятиях по предупреждению разливов нефтепродуктов
  6. 3.7. Максимальные расчетные объемы разливов нефтепродуктов
  7. 3.8. Прогнозируемые зоны распространения разливов нефтепродуктов
  8. 3.9. Возможные негативные последствия разливов нефтепродуктов для окружающей среды, населения и нормального функционирования систем его жизнеобеспечения
  9. 4.1. Перечень первоочередных действий производственного персонала при возникновении разливов нефтепродуктов
  10. 4.2. Расчетное время (сроки) локализации и ликвидации максимального расчетного объема разлива нефтепродуктов, расчет достаточности сил и средств для ликвидации максимального расчетного объема разлива нефтепродуктов
  11. 4.3. Состав и порядок действий сил и средств аварийно-спасательных служб и формирований, привлекаемых для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов
  12. 4.4. Порядок привлечения дополнительных сил и средств для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов
  13. 4.5. Схема оповещения, схема организации управления и связи при разливах нефтепродуктов
  14. 4.6. Мероприятия по организации временного хранения, транспортировки и утилизации собранных нефтепродуктов
  15. 4.7. Сведения об объеме работ по каждому из мероприятий, предусмотренных планом предупреждения и ликвидации разливов нефтепродуктов
  16. 4.8. Сведения о стоимости единицы объема работ (услуг) по каждому из мероприятий, предусмотренных планом предупреждения и ликвидации разливов нефтепродуктов
  17. 4.9. Календарные планы оперативных мероприятий по ликвидации максимальных расчетных объемов разливов нефтепродуктов

3.2. Сведения об эксплуатирующей организации

Наименование организации: ООО «**»

Юридический и фактический адрес:

Тел.:

Факс:

Е-mail:

Руководитель:

Описание деятельности организации: хранение, налив, слив нефтепродуктов в резервуары и цистерны, ОКВЭД основной деятельности 52.1

3.3. Климатические, географические и гидрометеорологические характеристики мест расположения объектов эксплуатирующей организации

Описание климатических, географических, гидрометеорологических особенностей места расположения объекта

3.4. Сведения об основных операциях, производимых с нефтепродуктами

Описание технологических операций, производимых с нефтепродуктами.

Сведения об обращающихся опасных веществах представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Сведения об обращающихся опасных веществах

№ п/п Наименование опасного вещества Характеристики
1 Температура вспышки = ___°С
Плотность = ___ кг/м3
2 Температура вспышки = ___°С
Плотность = ___ кг/м3

3.5. Сведения о потенциальных источниках разливов нефтепродуктов

Перечень нефтесодержащего оборудования представлен в таблице 3.

Таблица 3 – Характеристика основного технологического нефтесодержащего оборудования

№ п/п Наименование оборудования Опасное вещество Количество Техническая характеристика
1
2

К потенциальным источникам разливов нефтепродуктов относятся:

  • разрушение резервуара хранения нефтепродуктов;
  • разгерметизация резервуара хранения нефтепродуктов;
  • разрушение технологического трубопровода;
  • разгерметизация технологического трубопровода.

Возможными причинами и факторами, способствующими возникновению разливов нефтепродуктов, могут быть:

Отказы (неполадки) оборудования:

  • физический износ, механические повреждения;
  • отказы приборов КИПиА;
  • внешняя или внутренняя коррозия металла корпусов резервуаров.

Ошибочные действия персонала:

  • нарушения должностных и производственных инструкций;
  • запаздывание при принятии решений по задействованию нужного уровня системы защиты;
  • бездействие и ошибки в действиях при нештатной ситуации;
  • проведение огневых работ без специального разрешения;
  • самовольное возобновление работ, остановленных надзорными органами;
  • выдача должностными лицами указаний или распоряжений, принуждающих подчиненных нарушать правила безопасности и охраны труда;
  • эксплуатация оборудования при параметрах, выходящих за пределы технических условий;
  • нарушение (повреждение), отключение систем автоматики и безопасности оборудования;
  • несоблюдение правил пожарной безопасности;
  • ошибки при проведении ремонтных, профилактических и других работ, связанных с неустойчивыми переходными режимами.

Внешнее воздействие природного и техногенного характера:

  • грозовые разряды и разряды от статического электричества;
  • аномальное понижение (повышение) температуры воздуха;
  • аварии на соседних объектах.

Противоправные действия людей, приводящие к умышленному созданию аварийной ситуации.

3.6. Сведения о мероприятиях по предупреждению разливов нефтепродуктов

С целью предупреждения аварийных ситуаций, связанных с разливами нефтепродуктов осуществлено, предусмотренное проектом, инженерное обеспечение, направленное на предотвращение аварий, предусматривается выполнение инженерно-технических и организационных мероприятий, направленных на исключение разгерметизации оборудования и предупреждение разливов нефтепродуктов, на локализацию разливов, обеспечение взрыво-, пожаробезопасности и борьбы с возможными пожарами, обеспечение оповещения о чрезвычайных ситуациях и беспрепятственной эвакуации людей с территории опасного производственного объекта в соответствии с утвержденной схемой.

Имеющиеся ресурсы, в первую очередь, направляются на предотвращение разливов нефтепродуктов, уменьшение их испарения (образование взрывоопасных концентраций паров углеводородов), а также на предотвращение образования (внесения) в опасное паровоздушное пространство источников зажигания.

Для предупреждения разливов нефтепродуктов применяется комплекс инженерно-технических мероприятий, включающий в себя следующие работы:

  • содержание в постоянной готовности средств индивидуальной защиты, предусмотренного инструмента, ремонтных материалов, средств пожаротушения, запасов сорбирующих средств и других материально-технических средств;
  • проверка состояния территории вокруг технологического оборудования с целью минимизации площади разлива нефтепродуктов.

Для уменьшения вероятности пожаров и их опасных факторов обеспечивается:

  • своевременным проведением пожарно-профилактических работ;
  • проведением всех огневых работ только по оформленным нарядам-допускам и разрешениям при соответствующей подготовке рабочего места;
  • поддержанием в постоянной готовности к применению систем пожаротушения.

Для предупреждения разлива нефтепродуктов проводятся следующие организационные мероприятия:

  • организация профессиональной и противоаварийной подготовки обслуживающего персонала, правильное оформление его допуска к работе;
  • своевременная проверка знаний норм и правил промышленной безопасности, постоянный контроль за их соблюдением;
  • обучение персонала действиям по локализации и ликвидации аварийных разливов НП;
  • организация и проведение контроля за состоянием технологического оборудования с целью своевременного обнаружения неисправностей, повреждений и выхода НП;
  • инструктаж работников;
  • периодический пересмотр инструкций и другой нормативной документации;
  • разработка и постоянная корректировка планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • проведение с эксплуатационным персоналом противоаварийных тренировок, на которых отрабатываются действия персонала смены в экстремальных условиях;
  • создание запаса резервов материально-технических средств ликвидации последствий аварии;
  • проверка аттестационной комиссией персонала ОПО (на территории которых производятся операции с НП) по знаниям правил безопасной эксплуатации оборудования, инструкций, правила охраны труда и пожарной безопасности в объеме возложенных на них обязанностей;
  • поддержание постоянного контакта с органами местного самоуправления, областными органами исполнительной власти, МЧС, Ростехнадзором, Росприроднадзором, привлечение на договорной основе техники и личного состава ПАСФ;
  • обеспечение проведения государственного надзора и экспертизы, направленных на предупреждение и снижение последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.

Для обеспечения постоянной готовности сил и средств в установленной степени готовности к действиям в аварийных ситуациях и практической отработки требований ПЛРН планируются следующие мероприятия:

  • регулярное проведение комплексных учений по проверке готовности персонала к действиям при разливе нефтепродуктов;
  • регулярное проведение занятий и тренировок (ежегодно в соответствии с графиком) по порядку и приемам действий персонала при разливах нефтепродуктов;
  • регулярная проверка наличия и поддержания в готовности средств индивидуальной защиты;
  • регулярная проверка наличия и поддержания в готовности материальных средств по ликвидации аварий (средства пожаротушения и пр.);
  • регулярная проверка готовности к действиям сил объектового звена РСЧС;
  • поддержание в постоянной готовности системы связи и оповещения;
  • заключение (перезаключение) договоров на обслуживание ПАСФ.

В ходе учебных тревог, при проведении тренировок, отрабатывается одна или несколько сценариев возможных аварий с разливом по Плану предупреждения и ликвидации разливов нефтепродуктов. Планы тренировочных занятий и учебных тревог утверждаются председателем КЧС и ОПБ.

3.7. Максимальные расчетные объемы разливов нефтепродуктов

Расчет максимальных объемов разливов нефтепродуктов при авариях выполнен в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 31.12.2020 № 2451 для следующих объектов:

  • нефтеналивные самоходные и несамоходные суда, плавучие нефтехранилища, нефтенакопители и нефтеналивные баржи (имеющие разделительные переборки) – 2 смежных танка максимального объема. Для указанных судов с двойным дном и двойными бортами – 50 процентов 2 смежных танков максимального объема;
  • нефтеналивные баржи (не имеющие разделительных переборок) – 50 процентов их общей грузоподъемности;
  • поисковые, разведочные и эксплуатационные скважины – объем нефти, рассчитанный за 72 часа по одной фонтанирующей скважине с максимальным дебитом;
  • железнодорожный подвижной состав – 50 процентов общего объема цистерн с нефтью (нефтепродуктами) в железнодорожном подвижном составе;
  • нефтяные терминалы во внутренних водах (за исключением внутренних морских вод), причалы в речном порту, выносные причальные устройства, внутриобъектовые трубопроводы – 100 процентов объема нефти и нефтепродуктов при максимальной прокачке за время, необходимое на остановку прокачки в соответствии с утвержденной проектной документацией и закрытие задвижек на поврежденном участке;
  • внутрипромысловые и межпромысловые трубопроводы (в том числе надводные и подводные, проходящие через водные объекты) – 25 процентов максимального объема прокачки в течение 6 часов и объем нефти между запорными задвижками на порванном участке трубопровода (для трубопроводов, оборудованных дистанционными системами обнаружения утечек нефти и нефтепродуктов, системами контроля режимов работы трубопроводов, – 100 процентов объема нефти и нефтепродуктов при максимальной прокачке за время срабатывания системы в соответствии с утвержденной проектной документацией и закрытия задвижек на поврежденном участке);
  • магистральные трубопроводы при порыве – 25 процентов максимального объема прокачки нефти и нефтепродуктов за время, необходимое на остановку прокачки в соответствии с утвержденной проектной документацией и закрытие задвижек на поврежденном участке, и объем нефти и нефтепродуктов в трубопроводе между задвижками на поврежденном участке с учетом профиля трассы;
  • магистральные трубопроводы при проколе – 2 процента максимального объема прокачки за время между последовательным осмотром (мониторингом), установленное распорядительной или утвержденной проектной документацией (для трубопроводов, оборудованных дистанционными системами обнаружения утечек нефти и нефтепродуктов, системами контроля режимов работы трубопроводов, процент максимального объема нефти и нефтепродуктов определяется порогами срабатывания таких систем);
  • магистральные трубопроводы при пересечении водных объектов – 25 процентов максимального объема прокачки нефти и нефтепродуктов за время, необходимое на остановку прокачки в соответствии с утвержденной проектной документацией и закрытие задвижек на поврежденном участке, и объем нефти и нефтепродуктов в трубопроводе между задвижками на поврежденном участке с учетом профиля трассы;
  • технологические трубопроводы (кроме внутрипромысловых и межпромысловых трубопроводов) – 25 процентов максимального объема прокачки нефти и нефтепродуктов, определяемой характеристиками насосного оборудования, за время, необходимое на остановку прокачки в соответствии с утвержденной проектной документацией и закрытие задвижек на поврежденном участке, и объем нефти и нефтепродуктов в трубопроводе между задвижками на поврежденном участке;
  • склады нефти и нефтепродуктов, склады горюче-смазочных материалов и другие емкости для нефти и нефтепродуктов, входящие в состав технологических установок или используемые в качестве технологических аппаратов, – 100 процентов объема одной наибольшей емкости.

Результаты прогнозирования объемов и площадей разливов нефтепродуктов представлены в таблице 4.

Таблица 4 – Результаты прогнозирования объемов разливов НП

№ п/п Аварийная ситуация Наименование продукта Плотность, кг/м3 Объем пролива, м3 Масса пролива, т
1 2 3 4 5 6
1
2

Согласно Постановлению Правительства РФ от 31.12.2020 № 2451 «Об утверждении Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» максимальный расчетный объем разливов нефти и нефтепродуктов для объектов, расположенных на сухопутной части территории Российской Федерации, составляет 3 тонны и более.

3.8. Прогнозируемые зоны распространения разливов нефтепродуктов

На размеры площади разлива нефтепродуктов и направление движения пятна влияют:

  • объем разлива;
  • рельеф, подстилающая поверхность и грунты в месте разлива;
  • наличие и расстояние защитных сооружений от распространения разлива;
  • время локализации разлива.

Для расчетов площади разлива НП используется Методика определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий, 2009 г.

Оценка параметров площадки показала, что перелив нефтепродуктов за пределы обвалования при квазимгновенном разрушении резервуара составит 50%.

Результаты расчета прогнозируемых зон распространения разливов нефтепродуктов при авариях представлены в таблице 5.

Таблица 5 – Прогнозирование площадей разливов

№ п/п Аварийная ситуация Наименование продукта Масса разлива, т Площадь разлива, м2
1 2 3 4 5
1
2

Из проведенного расчета размеров площадей проливов можно сделать вывод о том, что разливы нефтепродуктов не выходят за пределы территории объекта.

3.9. Возможные негативные последствия разливов нефтепродуктов для окружающей среды, населения и нормального функционирования систем его жизнеобеспечения

Вероятными последствиями возможного разлива нефтепродуктов являются:

  • загрязнение территории промышленных площадок производственных объектов предприятия;
  • выброс в атмосферу загрязняющих веществ в результате испарения с поверхности разлива;
  • пожар разлива и выброс в атмосферу токсичных продуктов горения;
  • повреждение технологического оборудования, зданий и сооружений производственных объектов предприятия, находящихся в зоне действия поражающих факторов;
  • гибель и травмирование производственного персонала, находящегося в зоне действия поражающих факторов;
  • экономические потери, обусловленные нарушением нормального функционирования производственных объектов предприятия.

Возможные сценарии развития аварийных ситуаций, связанных с разливами нефтепродуктов, представлены в таблице 6.

Таблица 6 – Возможные сценарии развития аварийных ситуаций, связанных с разливами нефтепродуктов

Аварийная ситуация Сценарий развития
1 2
1 С1-1 _____;

С1-2 _____.

2 С2-1 _____;

С2-2 _____.

Прогнозируемые зоны воздействия теплового излучения при пожарах разлива нефтепродуктов

Под зонами поражения при пожарах разлива нефтепродуктов понимаются зоны поражения открытым пламенем и зоны поражения тепловым излучением.

Размер зоны поражения открытым пламенем определяется размером зоны, где возможно его появление. В пределах зоны открытого пламени люди получают смертельное поражение. Размеры зоны поражения открытым пламенем ограничиваются геометрическими размерами разлива нефтепродуктов в сумме с размером вытянутым по ветру пламенем.

Под зоной поражения тепловым излучением принимается зона вдоль границы пожара глубиной, равной расстоянию, на котором наблюдается тепловой поток с заданной величиной. Характер воздействия на здания и сооружения в этой зоне определяется наличием возгораемых веществ и величиной теплового потока. Размеры зон поражения тепловым излучением с поверхности пламени определяются по трем уровням излучения:

  • 10,5 кВт/м2 – непереносимая боль через 3-5 с; ожог 1-й степени через 6-8 с; ожог 2-й степени через 12-16 с;
  • 7,0 кВт/м2 – непереносимая боль через 20-30 с; ожог 1-й степени через 15-20 с; ожог 2-й степени через 30-40 с; воспламенение хлопка;
  • 1,4 кВт/м2 – без негативных последствий в течение длительного времени.

Расчет вероятных зон поражения тепловым излучением при пожарах разлива нефтепродуктов выполнен в соответствии с методикой, изложенной в Приказе МЧС России от 10.07.2009 № 404.

Результаты расчета прогнозируемых зон воздействия теплового излучения при пожарах разлива нефтепродуктов представлены в таблице 7.

Таблица 7 – Прогнозируемые зоны воздействия теплового излучения пожара разлива нефтепродуктов

№ п/п Аварийная ситуация Параметр Значение параметра, м
1 2 3 4
1 10,5 кВт/м2
7 кВт/м2
1,4 кВт/м2
2 10,5 кВт/м2
7 кВт/м2
1,4 кВт/м2

Оценка вреда, причиненного окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан, имуществу юридических лиц

Согласно требованиям Постановления Правительства РФ от 28.12.2020 № 2295 «О порядке возмещения организацией, осуществляющей деятельность в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также переработку (производство), транспортировку, хранение, реализацию углеводородного сырья и произведенной из него продукции, вреда, причиненного окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан, имуществу юридических лиц в результате разливов нефти и нефтепродуктов, а также возмещения расходов на привлечение дополнительных сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в целях осуществления мероприятий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов» производится оценка возможного ущерба причиненного окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан, имуществу юридических лиц.

Оценка вреда жизни, здоровью и имуществу граждан

Учитывая результаты оценки зон проливов нефтепродуктов и зон действия поражающих факторов , можно сделать вывод о том, что повреждения имущества, здоровья третьих лиц не ожидается в результате разливов нефтепродуктов.

Согласно требованиям Федерального закона от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» имущественные интересы Общества, как владельца опасного объекта, связанные с его обязанностью возместить вред, причиненный потерпевшим третьим лицам, застрахованы.

На время локализации и аварии возможно перекрытие ближайших транспортных путей.

Оценка экологического ущерба

Экологический ущерб определяется как сумма ущербов от различных видов вредного воздействия на объекты окружающей среды:

  • ущерб от загрязнения атмосферы;
  • ущерб от загрязнения водных ресурсов;
  • ущерб от загрязнения почвы;
  • ущерб, связанный с уничтожением биологических ресурсов (в том числе лесных массивов);
  • ущерб от засорения территории обломками зданий, сооружений, оборудования.

Учитывая характеристику расположения рассматриваемого объекта, можно сделать следующие допущения:

  • расстояние до ближайшего водоема составляет ___ км. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что возможность попадания нефтепродуктов в водные объекты исключается;
  • ущерб, связанный с уничтожением биологических ресурсов, не рассматривается, так как зоны пролива нефтепродуктов не выходят за пределы Общества;
  • ущерб от засорения территории обломками зданий, сооружений, оборудования не определяется ввиду отсутствия данного фактора.

Результаты расчета массы загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу при пожаре разливов нефтепродуктов, представлены в таблице 8.

Таблица 8 – Результаты расчета массы загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу при пожаре разлива нефтепродуктов

Аварийная ситуация М

н/п, т

Выбросы загрязняющих веществ, Мт
Оксид углерода Сажа Диоксид азота Сероводород Оксиды серы Синильная кислота Дым (ультрадисперсные частицы) Формальдегид Валериановая кислота
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Аварийная ситуация М

н/п, т

Коэффициенты эмиссии загрязняющих веществ при горении нефтепродуктов, кг/кг
7,06·10-3 1,29·10-2 2,61·10-2 1,00·10-3 4,71·10-3 1,00·10-3 1,00·10-6 1,18·10-3 3,65·10-3
1
2

Результаты расчета экологического ущерба от загрязнения атмосферы и почвы представлены в таблице 9.

Таблица 9 – Результаты расчета экологического ущерба от загрязнения атмосферы и почвы

Аварийная ситуация М

н/п, т

Экологический ущерб от загрязнения атмосферы, тыс. руб. Площадь загрязнения поверхности (свободный пролив), м2 Экологический ущерб от загрязнения почвы, тыс. руб. Общий экологический ущерб, тыс. руб.
1 2 3 4 5 6
1
2

Исходя из рассчитанных размеров зон действия поражающих факторов можно сделать вывод об отсутствии прямой угрозы жизни людей.

Также разливы нефтепродуктов приведут к временному загрязнению атмосферного воздуха парами нефтепродуктов, иными вредными веществами, выбрасываемыми при горении нефтепродуктов. Максимальный экологический ущерб составит ____ тыс. руб.

Ущерба лесным ресурсам, биологическим ресурсам, ООПТ не ожидается.

  1. Оперативная часть

4.1. Перечень первоочередных действий производственного персонала при возникновении разливов нефтепродуктов

При разливе (угрозе разлива) нефтепродуктов персонал обязан выполнить следующие первоочередные мероприятия:

  • провести оповещение руководства, вышестоящих органов управления, КЧС о разливе нефтепродуктов;
  • вызвать оперативные аварийно-спасательные службы экстренного реагирования;
  • немедленно перекрыть участок, на котором произошла утечка (разлив) нефтепродуктов и выставить оцепление;
  • провести эвакуацию персонала из зоны опасности;
  • принять необходимые меры для предотвращения загорания нефтепродуктов;
  • подготовить к немедленному использованию все средства пожаротушения, СИЗ;
  • оказать первую помощь пострадавшим;
  • провести оповещение населения, в случаях вероятных угроз;
  • провести иные неотложные мероприятия по локализации разлива нефтепродуктов.

С получением сигнала об угрозе возникновения или возникновении разлива нефтепродуктов первый заметивший обязан незамедлительно передать информацию дежурной службе, а также своему непосредственному руководителю.

Оповещение об аварии персонала осуществляется окриком и при помощи системы громкоговорящей связи с одновременным запуском сирены.

Оповещение о разливе нефтепродуктов осуществляется по телефонной связи. Номера телефонов оповещаемых лиц и организаций уточняются не реже одного раза в полгода. При отсутствии связи оповещение осуществляется посыльными на автомобиле.

Информирование и оповещение населения о возникновении аварийного разлива нефтепродуктов осуществляется через Единую дежурную диспетчерскую службу.

Действия дежурного персонала

Дежурный (оперативный) персонал обязан:

  • незамедлительно сообщает в пожарную часть (при возгораниях в месте разлива нефтепродуктов);
  • передает информацию дежурной службе, а также непосредственному руководителю о разливе НП;
  • обесточивает технологическое оборудование;
  • удаляет посторонних с территории цеха и транспорт;
  • предпринимает меры по прекращению истечения нефтепродукта из поврежденного оборудования;
  • при небольших количествах (до 200 л), разлитых нефтепродуктов, засыпает (дает распоряжение) место разлива нефтепродукта песком.

При возникновении пожара дежурный персонал обязан принять меры к тушению пожара имеющимися первичными средствами пожаротушения, привлекая на помощь весь присутствующий персонал. Все действия выполняются согласно должностной инструкции.

Действия дежурной службы при получении информации о разливе нефтепродуктов

Начальник дежурной службы обязан:

  • провести оповещение оперативных аварийно-спасательных служб экстренного реагирования (пожарные подразделения, ПАСФ);
  • провести оповещение руководящего состава по телефонам в соответствии со схемой оповещения о получении информации об угрозе ЧС;
  • задействовать систему объектового оповещения работников и провести оповещение персонала по громкоговорителям об угрозе ЧС;
  • провести оповещение должностных лиц вышестоящих органов управления РСЧС по телефонам в соответствии с схемой оповещения, инструкцией, Регламентом;
  • провести эвакуацию персонала с опасной зоны (при необходимости);
  • провести оповещение о сборе членов КЧС и ОПБ по указанию руководства.

По каждому факту разлива нефтепродуктов обязано незамедлительно оповестить по телефону и посредством электронного документооборота соответствующие государственные органы.

Информация, передаваемая участниками ликвидации аварийного разлива по каналам связи, должна быть оперативной, достоверной, направленной конкретному абоненту. Информация передается по всем действующим каналам и видам связи, в том числе с использованием электронной почты.

Действия производственного персонала

Персонал действует в соответствии с распоряжениями, поступившими от непосредственного руководителя.

По сигналу тревоги персонал останавливает технологическое оборудование, надевает средства индивидуальной защиты, принимает меры по оказанию первой помощи возможным пострадавшим и эвакуации из опасной зоны.

Поражающими факторами для людей при аварии с разливом НП являются:

  • пары НП;
  • температурное воздействие (при горении разлива);
  • токсичные продукты сгорания НП;
  • обломки, элементы конструкций.

При возникновении аварии основными способами защиты людей являются:

  • применение средств индивидуальной защиты (СИЗ органов дыхания, спецодежды и спецобуви);
  • эвакуация из опасной зоны людей, не участвующих в ликвидации последствий разливов нефтепродуктов;
  • ограничение доступа в зону аварии разливов нефтепродуктов.

Медицинская помощь

Медицинское обеспечение организуется в целях своевременного оказания медицинской помощи рабочим, служащим и населению, а также эвакуацию их в лечебные учреждения.

4.2. Расчетное время (сроки) локализации и ликвидации максимального расчетного объема разлива нефтепродуктов, расчет достаточности сил и средств для ликвидации максимального расчетного объема разлива нефтепродуктов

Разливы НП отличаются высоким залповым воздействием на окружающую среду, вызывающим быструю ответную реакцию. Первоочередными являются действия по своевременному обнаружению разлива и оперативному извещению аварийной службы, устранению причин утечки и локализации разлива. Локализация разлива производится подручными и специальными средствами, имеющимися у привлекаемых организаций (ПАСФ, пожарных формирований и т.д.). На территории объекта разлитые НП откачиваются мотопомпами, насосными агрегатами, вакуумными машинами, собираются механическим способом. В качестве вспомогательных средств для сбора остатков НП используют сорбент, сорбционные изделия (сорбирующие маты и боны).

При разгерметизации технологического оборудования:

  • обесточивается аварийное оборудование;
  • закрываются задвижки;
  • определяется место и характер повреждения;
  • принимаются меры по устранению или уменьшению течи НП из места повреждения;
  • проводятся мероприятия по надежному удержанию разлива НП в минимально возможных границах.

При разгерметизации емкостного оборудования (резервуара для хранения НП):

  • закрываются задвижки;
  • определяется место и характер повреждения;
  • организовывается откачка НП в исправное емкостное оборудование;
  • принимаются меры по устранению или уменьшению течи НП из места повреждения.

При разрушении или разгерметизации технологического и емкостного оборудования организуется локализация разлива силами дежурного персонала ОПО (только работы, не связанные с непосредственным контактом с НП), на территории которого произошел разлив НП, с привлечением ПАСФ. Остатки НП из разрушенного емкостного оборудования перекачиваются в исправное емкостное оборудование (резервные (пустые) резервуары, свободный объем исправных резервуаров для хранения НП, подземные ж/б резервуары аварийного слива НП, емкости локальных очистных сооружений и т.д.) при помощи стационарных или передвижных насосов. При возможности устранения течи ставятся хомуты, чопы, герметизирующие накладки и т.п.

Разлитые НП собираются при помощи мотопомп, насосных агрегатов, вакуумных машин в резервные (пустые) резервуары, подземные ж/б резервуары аварийного слива НП, емкости временного хранения, емкости локальных очистных сооружений и т.п. Остатки НП собирают механическим способом (искробезопасными лопатами, щетками, совками). Далее применяется сорбент, сорбционные изделия (сорбирующие маты и боны) и/или песок.

При разливе НП на аварийном участке прекращаются все сливо-наливные операции с НП, разлив НП огранивается по конкретным направлениям (определяется визуально на месте) и по всему периметру путем создания насыпи (землей, песком, сорбентом, сорбционными изделиями (сорбирующие маты и боны)). Предварительная оценка объемов работ по локализации разлива НП производится сразу, после оповещения. Мероприятия корректируются в процессе локализации разлива НП.

4.3. Состав и порядок действий сил и средств аварийно-спасательных служб и формирований, привлекаемых для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов

В алгоритм (последовательность) проведения операций по ЛРН входит:

  • сообщение о разливе нефтепродуктов;
  • вызов аварийно-спасательных формирований;
  • сбор членов КЧС и ОПБ;
  • направление к месту аварии оперативной группы КЧС и ОПБ;
  • оценка обстановки на месте разлива нефтепродуктов;
  • оценка сил и средств по локализации и ликвидации РН, находящихся в распоряжении, и изучение необходимости и возможности привлечения дополнительных средств от других взаимодействующих организаций;
  • нанесение на карту фактической обстановки, прогноза растекания и дрейфа нефтепродуктов;
  • проведение оперативно-тактических расчетов с определением необходимого состава сил и средств и времени на проведение операции по локализации и ликвидации чрезвычайной ситуации;
  • выработка замысла, разработка оперативного плана ликвидации разлива нефтепродуктов и принятие решения на проведение операции по ликвидации разлива нефтепродуктов;
  • доведение оперативного плана ликвидации разлива нефтепродуктов до участников (вышестоящих и взаимодействующих организаций);
  • постановка задач силам и средствам, привлекаемым к проведению операции;
  • организация мероприятий по обеспечению пожарной безопасности (приведение в готовность технических средств тушения пожаров, постановка задач);
  • организация материально-технического обеспечения операции;
  • определение порядка ввода в действие сил и средств взаимодействующих организаций с учетом их готовности;
  • выполнение работ по локализации разлитого нефтепродукта задействованными силами и средствами ПАСФ, оконтуриванием участка канавой, устройством земляного вала и т.д. с использованием экскаваторов, бульдозеров, самосвалов, грунта и других материалов;
  • сбор разлитого нефтепродукта с помощью вакуумной установки, передвижного откачивающего насоса, шанцевого инструмента и других задействованных сил;
  • уточнение обстановки и перераспределение сил и средств по завершению ликвидации чрезвычайной ситуации;
  • определение количества аварийных резервуаров, предназначенных для временного хранения собранного нефтепродукта;
  • зачистка загрязненной территории;
  • вывоз загрязненного нефтепродуктом грунта, загрязненных нефтепродуктами отходов и материалов на утилизацию силами подрядной организации;
  • организация свертывания сил и средств, участвующих в операции;
  • составление отчета о ликвидации ЧС(Н) и проведение восстановительных мероприятий по ликвидации последствий разлива.

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы начинаются с момента возникновения аварии и завершаются после ликвидации ее последствий.

При постановке задачи указываются район работ, силы и средства, последовательность и сроки проведения работ, объекты сосредоточения основных усилий, порядок использования технических средств, меры безопасности, меры по обеспечению непрерывности работ.

Убытие сил и средств, привлеченных для ликвидации разливов НП, производится с разрешения руководителя ликвидации аварии.

Все работы начинаются с разведки объекта, где планируется проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, предусматривающих: места нахождения и количество пострадавших, приемы и способы их спасения; необходимое количество и тип аварийно-спасательной техники и оборудования для проведения работ; состав и численность спасательных групп; безопасные места сбора пострадавших и способы их эвакуации; наличие участков, опасных для работы личного состава, участвующего в ликвидации разливов нефтепродуктов по причинам возможного взрыва, пожара, обрушения конструкций, истечения НП, наличия сетей под высоким напряжением и т.п.; наличие и возможность использования для проведения работ искусственных и естественных водоемов, расположенных в районе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ; состояние подъездных путей; вид опасных факторов аварии, сложившийся на объекте, способы их локализации и ликвидации.

Проведение мероприятий по оценке аварии осуществляется, как правило, по суточным циклам, каждый из которых включает: сбор данных об обстановке; анализ и оценку обстановки; подготовку выводов и предложений для решения на проведение работ; принятие (уточнение) решения и постановки задач исполнителям; организацию взаимодействия; обеспечение действий сил и средств.

Порядок взаимодействия между персоналом ОПО (на территории которых производятся операции с НП) и подразделениями, участвующими в проведении АСДНР при проведении работ по ликвидации разливов НП определяется в решении на ликвидацию аварии, принимаемом КЧС и ОПБ.

При угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, возникновении разливов нефтепродуктов или ликвидации последствий аварии взаимодействие между силами и средствами, привлеченными к ликвидации разлива НП, осуществляет руководитель ликвидации аварий, а также (при пожаре) – руководитель пожарных формирований, прибывший первым. Координация деятельности служб и постановка задач на проведение работ, связанных с ликвидацией пожара, возлагается до прибытия пожарных подразделений на администрацию объекта. После прибытия пожарных подразделений координация их деятельности возлагается на РТП и оперативный штаб пожаротушения, если иное не оговорено планом ликвидации аварии.

При организации взаимодействия: уточняются участки (участки работ) каждого формирования; устанавливается порядок действий на смежных объектах, особенно при выполнении работ, которые могут представлять опасность для соседей или повлиять на их работу; согласовываются по времени и месту сосредоточения усилий при совместном выполнении сложных работ; определяется система связи и обмена данными об изменении обстановки и о результатах работ на смежных участках; устанавливается порядок оказания экстренной взаимной помощи.

Взаимодействующие органы управления, решая совместные задачи, должны:

  • контролировать обстановку в зоне разлива НП и постоянно уточнять данные о ней;
  • обеспечивать выполнение совместно проводимых мероприятий;
  • поддерживать между собой непрерывную связь и осуществлять взаимную информацию;
  • согласовывать вопросы управления, разведки и всех видов обеспечения.

При необходимости взаимодействующие органы управления могут высылать друг к другу оперативные группы (представителей) и обмениваться необходимыми документами по управлению действиями привлекаемых сил.

Участниками взаимодействия при тушении пожара являются:

  • подразделения пожарной охраны;
  • администрация объекта;
  • службы жизнеобеспечения объекта и населенного пункта;
  • организации, осуществляющие водоснабжение объекта;
  • организации, осуществляющие подачу электроэнергии;
  • организации газового хозяйства населенного пункта или объекта;
  • другие службы, привлекаемые в установленном порядке к тушению пожара.

Обмен информацией между организациями-участниками ликвидации аварии производится, согласно требованиям постановления Правительства РФ от 24.03.1997 № 334 «Порядок сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера».

4.4. Порядок привлечения дополнительных сил и средств для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов

Если при реализации плана ЛРН будет установлено, что имеющиеся в распоряжении силы и средства недостаточны или неэффективны для полной и надежной ликвидации разлива, то в соответствии с уровневой концепцией реагирования ответственный руководитель работ по ликвидации аварии обязан обратиться с запросом в вышестоящую КЧС на оказание помощи. Это может происходить в связи с неблагоприятными погодными условиями, неполной или несвоевременной локализацией разлива, авариями и отказами технических средств, ошибками персонала, невозможностью удержания разлива, утратой контроля над разливом и другими непредвиденными и непредотвратимыми обстоятельствами.

Порядок привлечения дополнительных сил и средств для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов установлен Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2451.

4.5. Схема оповещения, схема организации управления и связи при разливах нефтепродуктов

В целях оперативной оценки обстановки и принятия решений при возникновении аварий, катастроф и других стихийных бедствий создана комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (КЧС и ОПБ).

КЧС и ОПБ организует и проводит мероприятия по предупреждению и ликвидации ЧС. Руководит работой КЧС и ОПБ председатель КЧС и ОПБ.

КЧС и ОПБ является основным координирующим органом управления объектового звена РСЧС и комплектуется специалистами по всем направлениям производства.

В практической деятельности комиссия руководствуется:

  • федеральными законами и нормативно-правовыми актами Президента и Правительства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от ЧС (Федеральный Закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»);
  • нормативными правовыми актами МЧС России, Минэнерго России;
  • постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

Решения КЧС и ОПБ, принятые в пределах ее компетенции, являются обязательными для выполнения всеми должностными лицами.

Время сбора КЧС и ОПБ в рабочее время составляет 30 минут, в нерабочее время – 2 часа.

Место сбора КЧС и ОПБ определяет председатель КЧС и ОПБ.

При возникновении аварий с целью оповещения и взаимодействия используются все виды связи, которыми располагает предприятие:

  • по сетям внутренней телефонной связи;
  • по сетям городской телефонной связи;
  • по средствам мобильной корпоративной связи;
  • через средства электронного документооборота;
  • по громкоговорящей связи;
  • по информационной корпоративной сети с использованием электронной почты;
  • по средствам радиосвязи;
  • с использованием сигнализации и системы оповещения о пожаре;
  • запуском объектовых звуковых электрических сирен.

Председатель и члены КЧС и ОПБ обеспечены сотовыми телефонами.

Во время проведения операций устанавливается связь между КЧС и ОПБ и взаимодействующими организациями.

Весь персонал предприятия в случае аварии должен строго соблюдать правила пользования средствами связи, которые заключаются в следующем:

  • вызовы, оповещения и переговоры должны быть как можно более краткими, но без искажения смысла;
  • вызовы, оповещения и переговоры следует прерывать только тогда, когда это жизненно необходимо для ликвидации аварий на другом участке;
  • вызовы из КЧС и ОПБ имеют приоритет перед всеми другими вызовами.

В случае выхода из строя указанных видов связи, до их восстановления связь с вышестоящими и взаимодействующими органами может поддерживаться через посыльных на транспортных средствах.

Основой системой оповещения в рабочее время на территории является система оповещения, обеспечивающая доведение информации до персонала, находящегося на территории объекта, а также по служебным (сотовым) телефонам.

В нерабочее время оповещение руководящего состава и персонала осуществляется дежурным персоналом по домашним (сотовым) телефонам в круглосуточном режиме в соответствии со схемой оповещения.

Оповещение вышестоящих органов управления производится в соответствии с порядком оперативного информирования о чрезвычайных ситуациях, происшествиях, действующим в организации.

4.6. Мероприятия по организации временного хранения, транспортировки и утилизации собранных нефтепродуктов

В ходе очистных работ организуется вывоз отходов. Для перемещения отходов из мест их сбора к местам хранения применяется техника: вакуумные машины и т.п. для жидких отходов и грузовые машины для твердых отходов. Временное хранение отходов, которые могут перекачиваться мотопомпами, насосными агрегатами, вакуумными машинами (жидкие), организуется в емкостях временного хранения и т.д., остальные отходы загружаются в полиэтиленовые мешки и размещаются в кузовах автотранспорта или на специально-организованной площадке с твердым покрытием.

Используемые транспортные средства не протекают и тщательно очищаются от загрязнений прежде, чем выезжают на место с тем, чтобы уменьшить вторичное загрязнение дорог и подъездных маршрутов. Учитываются требования юридических норм и имеются разрешения на перевозку опасных грузов и их транспортировку (у предприятия, осуществляющего эти действия).

Различают следующие виды отходов:

  • чистые НП;
  • вода с НП;
  • НП с органическими остатками;
  • СИЗ загрязненные НП;
  • загрязненный НП грунт, песок, щебень, асфальт, сорбирующие изделия (материалы).

Загрязненный НП сорбент, сорбционные изделия (сорбирующие маты и боны) и прочие отходы должны быть транспортированы, утилизированы или размещены согласно ст. 4, 16 ФЗ-№89 «Об отходах производства и потребления» и ст. 30 ФЗ-№7 «Об охране окружающей среды».

В случае необходимости загрязненные НП материалы (сорбент, сорбционные изделия (сорбирующие маты и боны), песок, грунт и т.д.) будут вывезены для утилизации.

Рекомендации по обращению с жидкими отходами:

  • оборудовать навесами, где это имеет практический смысл, места накопления нефтепродуктов и отходов;
  • использовать прокладки под емкости из влагонепроницаемых и инертных материалов;
  • во избежание загрязнения собранных нефтепродуктов и нефтесодержащих отходов атмосферными осадками и (или) твердыми загрязняющими веществами, обеспечить герметичное закрытие накопительных емкостей крышками;
  • проверять отходы, которые подготовлены к передаче;
  • применять очистители экономно;
  • не использовать чрезмерного количества воды или промывание водой под большим напором;
  • при возникновении сомнений в происхождении и (или) составе отходов, накапливать такие отходы в отдельных контейнерах до момента определения происхождения и состава;
  • нефтепродукты при пропусках и разливах в пределах обвалованных производственных площадок смываются водой в производственно-ливневую канализацию и направляются на очистные сооружения предприятия;
  • при проливах нефти и нефтепродуктов на землю место пролива засыпается сорбентом (песком), производится сбор сорбента, затем загрязненный слой земли выкапывается (с привлечением специальной инженерной техники) и направляется на утилизацию вместе с отработанным сорбентом (песком).

Рекомендации по обращению с твердыми отходами:

  • избегать смешивания нефтеотходов с мусором;
  • для предупреждения загрязнения нефтеотходами почвы применять специальные прокладки под емкости, бочки и использовать их до степени умеренного загрязнения нефтью и нефтепродуктами, зачищать операционные места;
  • во время зачистки земли от загрязненного грунта захватывать минимальное количество выбираемого нижележащего или близлежащего чистого грунта;
  • использованные бочки из-под химикатов мыть в тех местах, где их предполагается использовать в дальнейшем;
  • обращать особое внимание на происхождение (источник) отходов.

Для предотвращения вторичного загрязнения при временном накоплении отходов применяются специальные меры, обеспечивающие безопасное обращение с ними, в частности:

  • под контейнеры с отходами помещаются синтетические прокладки, чтобы облегчить вторичный сбор и предотвратить загрязнение почвы;
  • осуществляется контроль состояния почвы и подземных вод в местах накопления отходов, чтобы определить предварительную степень загрязнения и обеспечить уверенность в том, что очистка после накопления адекватна и полна;
  • обязательно проводится этикетирование тары для накопления отходов, проверка, инвентаризация и предъявление отходов к осмотру;

Рекомендации по обращению с пастообразными и/или желеобразными отходами:

  • накапливаемые отходы должны быть защищены от воздействия атмосферных осадков;
  • площадка накопления отходов должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие;
  • транспортировка отходов должна осуществляться способами, исключающими их потери, создание аварийных ситуаций, причинение вреда окружающей среде и здоровью людей;
  • погрузка, разгрузка и транспортировка отходов должны осуществляться преимущественно механизированным способом;
  • при эксплуатации транспорта необходимо выполнять требования «Правил техники безопасности для предприятий автомобильного транспорта» и «Правил дорожного движения».

4.7. Сведения об объеме работ по каждому из мероприятий, предусмотренных планом предупреждения и ликвидации разливов нефтепродуктов

Настоящим Планом предусмотрены мероприятия исходя из максимальных расчетных объемов разливов нефтепродуктов.

Сведения об объеме работ по каждому из предусмотренных мероприятий представлены в таблице 11.

Наименование мероприятий Объемы работ Вид необходимой техники, технических устройств, материалов Характеристики техники, технических устройств, материалов Потребность в техники, технических устройствах, материалах Наличие техники, технических устройств, материалов Состав бригады
1
2

4.8. Сведения о стоимости единицы объема работ (услуг) по каждому из мероприятий, предусмотренных планом предупреждения и ликвидации разливов нефтепродуктов

Настоящим Планом предусмотрены мероприятия исходя из максимальных расчетных объемов разливов нефтепродуктов.

Сведения о стоимости единицы объема работ (услуг) по каждому из предусмотренных настоящим Планом мероприятий представлены в таблице 12.

Таблица 12 – Сведения о стоимости единицы объема работ (услуг) по каждому из предусмотренных мероприятий

№ п/п Мероприятие Объем выполняемых мероприятий Стоимость услуги, тыс. руб.
Блок 1 «Мобилизация/демобилизация»
1.1.
Блок 2 «Локализация»
2.1.
Блок 3 «Ликвидация»
3.1.
Блок 4 «Другие неотложные работы»
4.1.
Блок 5 «Отходы»
5.1.
Итого, затраты на локализацию:
Экологический ущерб
Величина необходимого финансового обеспечения

4.9. Календарные планы оперативных мероприятий по ликвидации максимальных расчетных объемов разливов нефтепродуктов

В качестве максимальных объемов разливов нефтепродуктов в соответствии с выполненными расчетами, принят объем разлива нефтепродуктов в количестве ___ м3.

Календарный план оперативных мероприятий по ликвидации максимального расчетного объема разлива нефтепродуктов при авариях представлен в таблице 13.

п/п

Содержание выполняемых мероприятий Время выполнения мероприятий Исполнители
1
1
1

Лист ознакомления с Планом

№ п/п Ф.И.О. работника Дата Подпись
Людмила Лисичникова
Оцените автора
( 3 оценки, среднее 5 из 5 )
EcoProverka.ru
Добавить комментарий

Пример HTML-страницы