Пример HTML-страницы

Мероприятия по НМУ.

Мероприятия по регулированию выбросов в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ) – в настоящее время это раздел проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее — проект ПДВ).

Мероприятия по НМУ – требования 

С 27.06.2020 г. вступает в силу Приказ  Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28 ноября 2019 г. № 811 “Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий”.

Указанный приказ регламентирует мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ.

В соответствии с Приказом мероприятия по уменьшению выбросов ЗВ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий должны быть разработаны, согласованы и организованы на объектах I, II, III категорий ОНВОС,  которые имеют источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

При получении прогноза по НМУ предприятие  I, II, III  категорий ОНВОС должно действовать согласно разработанных мероприятий по НМУ.

Мероприятия по НМУ согласовываются с органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие региональный государственный экологический надзор. 

В городских и иных поселениях органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления организуют работы по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.

пункт 1 статьи 19 ФЗ “Об охране атмосферного воздуха”

Разработка мероприятий НМУ – требования

Мероприятия по НМУ должны быть разработаны в соответствии со степенью опасности прогнозируемых НМУ, которые определяются приказом Минприроды России от 17.11.2011 № 899 “Об утверждении порядка представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требований к составу и содержанию такой информации, порядка ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам”.

Мероприятия по НМУ разрабатываются для всех нормируемых источников выбросов объектов негативного воздействия на ОС I, II, III категорийПеречень ЗВ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2015 г. № 1316-р.

Для разработки плана НМУ используются:

  • данные по инвентаризации стационарных источников и выбросов;
  • результаты расчета технологических нормативов в части выбросов, нормативов допустимых выбросов, временно согласованных выбросов;
  • результаты расчета рассеивания выбросов, выполненных в соответствии с Методами расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, утвержденных приказом Минприроды России 06.06.2017 № 273;
  • сведения о результатах государственного мониторинга атмосферного воздуха и санитарно-гигиенического мониторинга;
  • сведения о превышении предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ (далее – ПДК) на границе санитарно-защитной зоны ОНВ по результатам осуществления федерального и регионального государственного экологического надзора.

Выбор загрязняющих веществ, при условии, что они нормируемые и превышают ПДК на границе СЗЗ предприятия определяется с учетом:

  • информации о технологических процессах, технологиях, об оборудовании для производства продукции (товара), о выполненных работах, об оказанных услугах, о применяемых топливе, сырье и материалах применительно к возможностям сокращения выбросов в атмосферный воздух в периоды НМУ;
  • сведений о непрерывности, сезонности, нестационарности технологических процессов и деятельности на ОНВ и его отдельных структурных подразделениях;
  • характеристик источников выбросов, включая геометрические размеры (длина, ширина, высота, при наличие устья – вид и размеры устья источника) и параметры газовоздушной смеси (скорость, температура, давление, влажность, плотность, объемный расход и мощность выброса), определяющие условия рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе;
  • результатов расчетов рассеивания выбросов, по каждому загрязняющему веществу с указанием уровней приземных наибольших концентраций и вкладов выбросов этих загрязняющих веществ в приземные концентрации.

Если предприятие не имеет расчета нормативов допустимых выбросов, то необходимо для разработки мероприятий по НМУ провести расчеты рассеивания выбросов по данным инвентаризации.

Для исследования необходимости разработки мероприятий при НМУ имеет значение наличие жилых зон и зон с “особыми требованиями” в зоне влияния конкретного предприятия.

Повышенные экологические требования предъявляются к территориям для отдыха населения, организаций здравоохранения с большим сроком пребывания больных, центров реабилитации
больных. Для них суммарная концентрация загрязняющего вещества не должна превышать 0,8 ПДК согласно требованию п. 2.2 СанПиН. В указанном пункте дается разъяснение, что следует относить к территориям с повышенными экологическими требованиями (от территорий, выделенных в генпланах городов, до мест организованного отдыха).
C учетом изложенного для выполнения экологических требований при нормировании выбросов необходимо выполнение норм:
• для жилых зон — соблюдение 1 ПДК;
• для территорий с повышенными экологическими требованиями (мест отдыха населения и др.) — соблюдение 0,8 ПДК.
Соблюдение этих норм предусматривает учет суммации действия загрязняющих веществ и их трансформации в атмосферном воздухе, а также учет выбросов действующих предприятий, строящихся и намеченных к строительству — требование п. 2.4  СанПин.

План мероприятий при НМУ, перечень документов

На основании вышеперечисленных документов у предприятия должны быть:

  • перечень загрязняющих веществ для НМУ 1, 2, и 3 степеней опасности, подлежащих нормированию в области охраны окружающей среды, в отношении которых необходимо уменьшение выбросов в периоды НМУ;
  • перечень источников, на которых проводится уменьшение выбросов в периоды НМУ;
  • мероприятия при НМУ для выбранных источников выбросов;
  • перечень организационных мероприятий при НМУ, проведение которых направлено на снижение загрязнения атмосферного воздуха в периоды НМУ 1, 2 и 3 степеней опасности;
  • расчет приземных концентраций загрязняющих веществ в штатном режиме работы предприятия, в том числе на период НМУ, и с учетом реализации разработанных мероприятий при НМУ;
  • оценка мероприятий, проведенных на объекте негативного воздействия в период НМУ.

Перечень веществ НМУ 

Какие нормируемые загрязняющие вещества включаются в перечень веществ для НМУ:

1) для НМУ 1 степени опасности:

по которым расчетные приземные концентрации загрязняющего вещества, подлежащего нормированию в области охраны окружающей среды2, создаваемые выбросами ОНВ, в точках формирования наибольших приземных концентраций (далее – расчетные концентрации) за границей территории ОНВ (далее – контрольные точки) при их увеличении на 20% могут превысить гигиенические нормативы загрязняющих веществ в атмосферном воздухе (далее – ПДК) (с учетом групп суммации);

2) для НМУ 2 степени опасности:

по которым расчетные приземные концентрации каждого загрязняющего вещества, создаваемые выбросами ОНВ, в контрольных точках при увеличении таких концентраций на 40% могут превысить ПДК (с учетом групп суммации);

3) для НМУ 3 степени опасности:

по которым расчетные приземные концентрации каждого загрязняющего вещества, создаваемые выбросами ОНВ, в контрольных точках при увеличении таких концентраций на 60% могут превысить ПДК (с учетом групп суммации).

По указанным в перечне нормируемым веществам устанавливаются:

  • значения и контрольные точки на границе и на территории жилой зоны и особых зон, к которым предъявляются повышенные санитарно-эпидемиологические требования к атмосферному воздуху в городских и сельских поселениях,
  • рассчитываются вклады выбросов конкретных стационарных источников в приземные концентрации (в процентах) в контрольных точках.

В случае увеличения значений расчетных концентраций в контрольных точках на 20%, 40% и 60% проводится сравнение таких значений с ПДК соответствующих загрязняющих веществ.

Для неблагоприятных метеорологических условий  1, 2, 3 степеней при соблюдении условий отнесения НМУ к конкретной степени (расчетные приземные концентрации каждого загрязняющего вещества, создаваемые выбросами ОНВ, в контрольных точках при увеличении таких концентраций на  определенный % могут превысить ПДК) должны быть разработаны мероприятия по снижению выбросов.

Какие концентрации загрязняющих веществ применяются для расчета НМУ?

При разработке мероприятий при возникновении НМУ анализируются максимально разовые концентрации ЗВ. 

Перечень источников выбросов при НМУ

Перечень источников выбросов должен быть разработан с указанием структурных подразделений объекта негативного воздействия на ОС, он должен ранжироваться от долей вкладов выбросов источников ав приземные концентрации от большего к меньшему и учитывать:

  • применяемые на ОНВ и его отдельных структурных подразделениях технологии,
  • особенности производственных процессов,
  • непрерывность технологического процесса для группы источников,
  • параметры источников выбросов и характеристики газовоздушной смеси, определяющие условия рассеивания выбросов,
  • доли вкладов выбросов таких источников в приземные концентрации (в процентах) в контрольных точках. Перечень источников выбросов должен ранжироваться по значениям таких долей вкладов от большего к меньшему, таким образом у вас должен получится ранжированный перечень.

Мероприятия по НМУ – установление источников выбросов

На основании анализа производственных процессов, непрерывности технологического процесса для группы источников, ранжированного перечня для НМУ 1, 2 и 3 степеней опасности определяются конкретные источники выбросов, для которых разрабатываются мероприятия при НМУ.

Мероприятия по уменьшению выбросов с учетом сезонности и нестационарности режимов работы оборудования разрабатываются на основании установленных для конкретного ОНВ нормативов допустимых выбросов.

В случае, если с непрерывностью, особенностями технологического процесса, для конкретного источника выбросов отсутствует возможность достаточного снижения выбросов,  посредством перехода на технологические процессы, снижающие выпуск продукции, товаров, оказываемых услуг с учетом необходимости осуществления промышленной и энергетической безопасностей производств, указанное снижение выбросов должно обеспечиваться за счет снижения выбросов на других источниках выбросов.

Для ОНВ, относящихся к деятельности по обеспечению электрической энергией, газом и паром, мероприятия по уменьшению выбросов в периоды НМУ не должны приводить к аварийным ситуациям или угрозе возникновения аварийных ситуаций в системах тепло- и электроснабжения, нарушающих надежность и безопасность функционирования указанных систем, а также приводящих к массовому ограничению режима потребления электрической и тепловой энергии и до принятия решения об их реализации подлежат согласованию с организациями, осуществляющими централизованное оперативно-диспетчерское управление в Единой энергетической системе и системах теплоснабжения. При этом принимаются меры по сохранению режима работы ОНВ, в том числе за счет загрузки другого оборудования.

Вопросы разработки мероприятий при НМУ

Ключевые этапы разработки планов мероприятий по уменьшению выбросов
загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных
метеорологических условий, устанавливаемые приказа МПР № 811 заключаются в следующем:
– определяются загрязняющие вещества, характерные для конкретного объекта
негативного воздействия (далее – ОНВ), в соответствии с п.7 приказа;
– по каждому загрязняющему веществу производится расчет рассеивания выбросов,
с указанием уровней приземных наибольших концентраций в соответствии с п.7
приказа;
– по результатам расчета рассеивания определяются контрольные точки в
соответствии с п. 10 приказа;
– полученные расчетные концентрации в контрольных точках проверяют на
соблюдение условий п.11 приказа и принимается решение о необходимости
(отсутствии необходимости) разработки планов мероприятий по уменьшению выбросов
загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных
метеорологических условий;
– в случае необходимости разработки плана мероприятий, определяется перечень
источников, на которых необходимо снижать объем выбросов в соответствии с п.13
приказа;
– разрабатывается конкретный перечень организационно-производственных
мероприятий направленных на снижение объема выбросов, примерный перечень
мероприятий приведен в приложениях приказа;
– производится оценка эффективности разработанных мероприятий, которые
должны обеспечивать требуемое снижение в соответствии с п.12 приказа приземных
концентраций загрязняющих веществ в контрольных точках;
– разрабатывается перечень работ на ОНВ, обязательных к проведению при
получении информации о НМУ в соответствии с п.23 приказа, включающий
инструментальные измерения на источниках выбросов, предусмотренные программой
производственного экологического контроля.

Результат при возникновении НМУ

Результатом выполнения мероприятий при возникновении НМУ должно быть обеспечение снижения создаваемых выбросами источников ОНВ приземных концентраций по Перечню загрязняющих веществ совместно с другими источниками для рассматриваемой контрольной точки:

на 15-20% при НМУ 1 степени опасности;

на 20-40% при НМУ 2 степени опасности;

на 40-60% при НМУ 3 степени опасности.

❗ Для ОНВ, относящихся к деятельности по обеспечению электрической энергией, газом и паром, в период НМУ в соответствии со степенями опасности НМУ устанавливаются режимы работы, обеспечивающие непрерывность осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности, в том числе не допускающий введение полного или частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями электрической энергии (мощности) или понижение температуры теплоносителя ниже значений, заданных температурным графиком, утвержденным схемой теплоснабжения населенного пункта, характерных для работы в отопительный период и (или) определяемых обязательными требованиями к эксплуатации тепловых сетей, и предусматривающие уменьшение приземных концентраций каждого загрязняющего вещества, которое должно составлять:

до 5 – 10% при НМУ 1 степени опасности;

до 10 – 20% при НМУ 2 степени опасности;

до 20 – 25% при НМУ 3 степени опасности.

При невыполнении вышеуказанный условий:

В случаях, если полученное по результатам расчетов рассеивания снижение расчетных концентраций в контрольных точках формирования наибольших расчетных концентраций, расположенных на границе и на территории жилой зоны и зон, к которым предъявляются повышенные санитарно-эпидемиологические требования к атмосферному воздуху в городских и сельских поселениях, не обеспечивает выполнения условий, указанных в пункте 12 настоящих Требований, мероприятия при НМУ дополняются перечнем источников выбросов, на которых сокращаются выбросы в периоды НМУ, или для ранее выбранных источников выбросов предусматривается снижение выбросов, обеспечивающее снижение приземных концентраций в контрольных точках из расчета более чем на 20%, 40% и 60% для НМУ 1, 2 и 3 степеней опасности соответственно, с учетом с учетом особенностей применяемых технологий производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, включая непрерывность и сезонность осуществления хозяйственной и иной деятельности.

НМУ – действия

В периоды НМУ 1, 2 и 3 степеней опасности на ОНВ должны осуществляться:

  • контроль за соблюдением технологических регламентов работы всех производств, оборудования и установок,
  • запрет остановки газопылеулавливающих сооружений для выполнения профилактических работ,
  • запрет залповых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух (кроме случаев, когда уже проводятся технологические операции, по подготовке к проведению залповых выбросов),
  • запрет проведения пусконаладочных работ и испытаний оборудования.

Режим работы при НМУ

В соответствии с разработанными для источников выбросов мероприятиями,  для объека негативного воздействия определяются режимы работы структурных подразделений для НМУ 1, 2 и 3 степеней опасности и составляется пояснительная записка. 

Согласование мероприятий по уменьшению выбросов в периоды НМУ

Мероприятия при НМУ разрабатываются хозяйствующим субъектом и направляются на согласование с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора в соответствии с пунктом 3 статьи 19 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ “Об охране атмосферного воздуха”. Рекомендуемый срок рассмотрения указанными органами мероприятий при НМУ не должен превышать 60 дней с даты их поступления в соответствующий орган.

После согласования, в случае необходимости  мероприятия по НМУ должны корректироваться.  После чего в обязательном порядке мероприятия по НСУ опять должны быть согласованы (срок согласования не меняется).

Корректировка мероприятий по НМУ

Корректировка мероприятий при НМУ осуществляется в случае:

  • изменения технологических процессов,
  • изменения объемов выпускаемой продукции, товаров, оказываемых услуг,
  • изменения объемов и (или) состава выбросов, в результате которых максимальные разовые выбросы источника, включенного в Перечень источников выбросов, на которых реализуются мероприятия по уменьшению выбросов при НМУ, изменились более чем на 25%.

Организация работ по НМУ

 Как должна быть организована работа предприятия по реализации мероприятий при НМУ:

1.должно быть назначено ответственное лицо, отвечающее за получение и передачу в структурные подразделения ОНВ прогнозов о НМУ, а также за реализацию мероприятий при НМУ , в том числе:

  • за получение прогнозов о НМУ;
  • за регистрацию прогноза о НМУ;
  • передачу информации о НМУ в структурные подразделения ОНВ, на которых проводятся мероприятия при НМУ;

  • принятие решения о введении или отмене режимов работы ОНВ для соответствующей степени опасности НМУ;

  • организацию и проведение работ в режиме, соответствующем степени опасности НМУ;

  • контроль за выполнением мероприятий в период НМУ;

  • регистрацию информации о выполненных мероприятиях;

  • проведение визуальных наблюдений, инструментальных измерений или автоматического контроля выбросов на источниках выбросов и на границе санитарно-защитной зоны, предусмотренных программой производственного экологического контроля.

  • за своевременное выполнение в полном объеме мероприятий при НМУ;
  • за проведение расчетов приземных концентраций загрязняющих веществ и оценку реализации мероприятий при НМУ.

2. возможно назначение дополнительных ответственных лиц, отвечающих за мероприятия при НМУ в каждом структурном подразделении ОНВ.

Зачем разрабатываются мероприятия по НМУ

В отдельные периоды, когда метеорологические условия способствуют накоплению вредных веществ в приземном слое атмосферы, концентрации примесей в воздухе могут резко возрасти. Чтобы в эти периоды не допустить возникновения высокого уровня загрязнения, необходимо кратковременное сокращение выбросов загрязняющих веществ.

Предупреждения о повышении уровня загрязнения воздуха в связи с ожидаемыми неблагоприятными условиями составляются в прогностических подразделениях Росгидромета. В зависимости от ожидаемого уровня загрязнения атмосферы составляются предупреждения трех степеней.

Предупреждения первой степени составляются, если предсказывается повышение концентрации в 1,5 раза, второй степени – от 3 до 5 ПДК, а третьей – свыше 5 ПДК. В зависимости от степени предупреждения предприятие переводится на работу по одному из трех режимов.

В результате проведенной инвентаризации вашего предприятия будет установлен размер вклада выбросов загрязняющих веществ в загрязнение в приземном слое атмосферы по всем загрязняющим веществам.

Прогноз по НМУ – кто предоставляет?

В соответствии с:

Порядок проведения указанных в пункте 1 настоящей статьи работ ( работы по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий), в том числе подготовка и передача соответствующих прогнозов, определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации по представлениям территориальных органов федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных областях и территориальных органов других федеральных органов исполнительной власти.

пункт 2 статьи 19 ФЗ “Об охране атмосферного воздуха”

Таким образом, предоставление информации по НМУ должен заниматься территориальный орган исполнительной власти – на местах это обычно региональные министерства по экологии.

Информация о неблагоприятных метеорологических условиях представляется территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного экологического надзора, которые обеспечивают контроль за проведением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями согласованных мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объектах хозяйственной и иной деятельности.

пункт 3 статьи 19 ФЗ “Об охране атмосферного воздуха

ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/1487060/#ixzz78LmcjULi

Наличие информации о неблагоприятных метеорологических условиях служит основанием как для проведения хозяйствующим субъектом мероприятий по уменьшению выбросов, так и для осуществления уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации контроля за проведением данных мероприятий. В этой ситуации порядок передачи информации о состоянии окружающей среды, имеющей по своей направленности публичный характер, приобретает существенное юридическое значение для целей реализации прав и обязанностей участников соответствующих отношений. Законодательные нормы не обязывают хозяйствующих субъектов вступать в договорные отношения для получения информации о неблагоприятных метеорологических условиях.

Приказ Минприроды России от 17 ноября 2011 г. № 899 “Об утверждении порядка представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требований к составу и содержанию такой информации, порядка ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам”:

Порядок N 899 определяет правила предоставления информации о метеорологических условиях, способствующих накоплению вредных (загрязняющих) веществ в приземном слое атмосферного воздуха (неблагоприятные метеорологические условия), требования к составу и содержанию такой информации, порядок ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам.

Порядок предназначен для использования заинтересованными лицами при регулировании выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в городских и иных поселениях в период неблагоприятных метеорологических условий (пункт 2 Порядка N 899).

Пунктом 3 Порядка N 899 к заинтересованным лицам в целях данного Порядка отнесены:

1) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, организующие в городском или ином поселении работы по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий;

2) территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченные на осуществление федерального государственного экологического надзора, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченные на осуществление регионального государственного экологического надзора, которые обеспечивают контроль за проведением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями согласованных мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объектах хозяйственной и иной деятельности;

3) юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее – хозяйствующие субъекты), которые обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.

В соответствии с пунктом 9 Порядка N 899 информация о неблагоприятных метеорологических условиях по городскому и иному поселению, а также перечень отдельных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, для которых составлены прогнозы неблагоприятных метеорологических условий, публикуются уполномоченным органом на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” в течение двух часов с момента предоставления информации о неблагоприятных метеорологических условиях заинтересованным лицам.

Согласно пункту 11 Порядка N 899 информация о неблагоприятных метеорологических условиях, составляемая по заказу органов государственной власти субъектов Российской Федерации и хозяйствующих субъектов (специализированная информация) в целях организации в городском или ином поселении работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, в том числе для отдельных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, предоставляется уполномоченными органами в соответствии с порядком проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, определяемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 19 Федерального закона N 96-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.1997 N 1425 “Об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды”.

Вопросы предоставления Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) информационных услуг пользователям (потребителям) регламентированы Положением об информационных услугах, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.1997 N 1425 (далее – Положение N 1425).

Согласно пункту 3 Положения N 1425 информация в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды общего назначения, указанная в приложении к Положению, предоставляется пользователям (потребителям) бесплатно или за плату, в полном размере не возмещающую расходы на эти услуги.

Пунктом 4 Положения N 1425 предусмотрено, что бесплатно информация в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей природной среды общего назначения предоставляется органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Другим пользователям (потребителям) информация в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей природной среды общего назначения предоставляется за плату в размерах, возмещающих расходы на ее подготовку, копирование и передачу по сетям электрической и почтовой связи.

В соответствии с пунктом 3.1. РД 153-34.0-02.314-98 “Положение о регулировании выбросов в атмосферу в период неблагоприятных метеорологических условий на тепловых электростанциях и в котельных”:

регулирование выбросов ТЭС в период НМУ осуществляется на основании:

официального оповещения от органа Росгидромета;

– плана мероприятий по регулированию выбросов при НМУ.

РД неблагоприятные метеорологические условия

РД 153-34.0-02.314-98 Положение о регулировании выбросов в атмосферу в период неблагоприятных метеорологических условий на тепловых электростанциях и в котельных

Пункт 1.5 РД 153-34.0-02.314-98 звучит:

для предприятий с регулируемыми выбросами в период НМУ в соответствии с категориями НМУ установлены три режима работы, обеспечивающие уменьшение выброса каждого загрязняющего вещества. Для ТЭС это уменьшение должно составлять:

– первый режим – до 5-10%;

– второй режим – до 10-20%;

– третий режим – до 20-25%.

Сокращение выброса отсчитывается от разрешенного максимального выброса.

Типовые мероприятия по регулированию выбросов в период НМУ 

В соответствии с РД 153-34.0-02.314-98:

Категория мероприятия

Наименование мероприятия

Загрязняющее вещество

Примерное сокращение выброса, %

1

2

3

4

Режим 1

Усиление контроля, технологической дисциплины, организационные мероприятия

1. Усилить контроль за ведением топочного режима: поддержание оптимального избытка воздуха по режимной карте; контроль факела мазутных форсунок; поддержание необходимых параметров распыливающего пара; обеспечение необходимой загрузки штатных систем подавления выбросов (дымососы рециркуляции, впрыск влаги в топку и др.); обеспечение проектной подготовки топлива к сжиганию (тонкость помола, температура подогрева мазута); поддержание расчетного разрежения в топке

Оксиды азота

5-10

2. Усилить контроль за работой золоуловителей, обеспечив: проектное давление орошающей воды в мокрых золоуловителях; проектные параметры систем встряхивания и электропитания электрофильтров; дополнительный контроль систем эвакуации золы из аппаратов

Зола

5-10

Усиление контроля, технологической дисциплины, организационные мероприятия

3. Усилить контроль за работой соответствующих систем КИП и автоматики

Все загрязняющие вещества в дымовых газах

Предотвращение увеличения выбросов

4. Не проводить очистку поверхностей нагрева котла

Мазутная зола

Предотвращение залповых выбросов

5. Прекратить испытания котлов, систем золоулавливания, экспериментальные и исследовательские работы на них

Все загрязняющие вещества в дымовых газах

Предотвращение увеличения выбросов

6. Контроль за состоянием поверхности золоотвала. При необходимости задействовать средства пылеподавления (подъем уровня воды для затопления пылящих пляжей, орошение поверхности брызгальными установками и т.д.)

Зола

 

7. Отложить намеченный пуск котла, блока (по разрешению диспетчерских служб)

Все загрязняющие вещества в дымовых газах

По результатам расчета

Усиление контроля, технологической дисциплины, организационные мероприятия

8. Вывести котел (блок) в досрочный ремонт, резерв (по разрешению диспетчерских служб)

Все загрязняющие вещества в дымовых газах

По результатам расчета

Режимы 2 и 3

 

1. Комплекс мероприятий режима 1

   

Совершенствование технологии

2. Включить систему впрыска воды в факел на газомазутных котлах

Оксиды азота

По результатам испытаний

3. Снизить избыток воздуха в топке до предельно допустимого уровня

То же

То же

4. Понизить температуру горячего воздуха, поступающего в горелки

–”–

–”–

5. Перераспределить воздух по ярусам горелок и отключить (по топливу) отдельные горелки

–”–

–”–

6. Увеличить расход орошающей воды на мокрые золоуловители

Зола, диоксид серы

–”–

7. Перераспределить нагрузки между котлами (блоками) с максимальной нагрузкой экологически более совершенного оборудования

Все загрязняющие вещества в дымовых газах

По результатам расчета

Совершенствование технологии

8. Максимально использовать теплофикационное оборудование взамен водогрейных котлов (при использовании единого топлива)

Все загрязняющие вещества в дымовых газах

По результатам расчета

9. Включить системы кондиционирования дымовых газов на входе в электрофильтры (впрыск воды)

Зола

По результатам испытаний

Улучшение условий рассеивания

10. Перераспределить нагрузки котлов с увеличением их на котлы, подключенные к более высоким дымовым трубам

Все загрязняющие вещества в дымовых газах

Снижение приземных концентраций

Снижение нагрузки

11. Снизить выработку тепло- и электроэнергии (по разрешению диспетчерских служб)

То же

По результатам расчета

12. Использовать теплоаккумуляторы

–”–

То же

13. Понизить температуру сетевой воды (по разрешению муниципальных властей)

–”–

–”–

Изменение качества топлива

14. Максимально использовать наиболее экологически чистое топливо (как имеющееся в распоряжении ТЭС, так и по разрешению органов, обеспечивающих газоснабжение ТЭС)

В зависимости от комбинации замещения

–”–

Сокращение неорганизованных выбросов

15. Прекратить выемку золы на золоотвале

Зола

–”–

16. Ограничить перевалку угля на угольном складе

Угольная пыль

 
Людмила Лисичникова
Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
EcoProverka.ru
Добавить комментарий

  1. Виталий

    Добрый день!
    Есть ли необходимость в разработке НМУ для предприятии (гостиница) 3 категории?

    Ответить
    1. Кристина

      Добрый день, Мероприятий, что проекте НДВ достаточно или необходимо делать еще какие-то дополнительные расчеты для сдачи на согласование?

      Ответить
  2. Лена Эколог

    Добрый день! Предприятие по воздействию выбросов на атмосферный воздух относится к 3 категории. Министерство экологии требует разработки мероприятий при НМУ. Как я понимаю, нам они не требуются. Что им предоставить?Заранее спасибо.

    Ответить
    1. Людмила Лисичникова автор

      Добрый. Смотрите том ПДВ ваш, там есть обоснование требуется вам НМУ или нет.

      Ответить
      1. Лена Эколог

        Там и прописано, что разработки специальных мероприятий нам не требуется.но Министерство требует.

        “Если предприятие не относится к I и II категории согласно Методическому пособию по расчету, нормированию и контролю выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (СПб, НИИ Атмосфера 2012), то в соответствии с РД 52.04.52-85 мероприятия по регулированию и сокращению выбросов загрязняющих веществ при наступлении аномальных НМУ для этого предприятия не разрабатываются”. не могу найти это в тексте Пособия.

        Ответить
        1. Людмила Лисичникова автор

          Министерство требует на основании чего? Ссылки на НПА есть?

          Ответить
  3. Лена Эколог

    Всё,нашла в ФЗ “Об охране атмосферного воздуха” (гл. 3, ст. 19, п. 3).

    Ответить
  4. Анна

    Добрый день,подскажите пожалуйста об необходимости разработки НМУ для предприятия 1 категории, если жилая зона находится в 10 км от производственной площадки.

    Ответить
  5. Ирина

    Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, если в проекте ПДВ написано, что разработка специальных мероприятий в период НМУ не требуется, то надо ли заключать договор с ГИДРОМЕТОМ на предоставление справок о наступлении НМУ?

    Ответить
    1. Людмила Лисичникова автор

      Добрый вечер. НМУ у вас должно заниматься местное министерство экологии. Посмотрите на их сайте – есть ли у них какие-нибудь регламентирующие документы по НМУ. Мое министерство например должно самостоятельно рассылку делать по предприятиям о наступлении НМУ.

      Ответить
  6. Ирина

    Помогите, пожалуйста, разобраться. Мой завод 1 категории НВОС. Есть том ПДВ, в нём написано, что для нашего предприятия не требуется План мероприятий в период НМУ. Если руководствоваться приказом Минприроды №811 от 28.11.2019 г – то получается, что нужен и договор с Гидрометом о предупреждениях в период НМУ и План мероприятий в период НМУ необходим. Как быть? Подскажите, пожалуйста!
    Источник: https://ecoproverka.ru/meropriyatiya-po-nmu/

    Ответить
    1. Людмила Лисичникова автор

      Приказом Минприроды №811 от 28.11.2019 г не вступил в силу – консультант показывает. Зачем бежать впереди паровоза. Если вступит в силу, то да для ОНВОС 1,2, категорий надо будет разрабатывать мероприятия по НМУ. По поводу договора с Гидрометом – на сайте регионального вашего министерства должно быть оповещение о НМУ.

      Ответить
  7. Елена

    Добрый день! А можно где-то скачать шаблон в экселе План мероприятий при НМУ?

    Ответить
    1. Людмила Лисичникова автор

      Добрый. У меня на сайте нет шаблона. Как только появится у меня, выложу.

      Ответить
  8. Юлия

    Подскажите пожалуйста, в 811 приказе указано что мероприятия разрабатываются для веществ по которым концентрации в случае увеличения на 20%, 40% и 60% превысят ПДК. Однако ранее считалось что при 1-3 режимах концентрации возрастут на 1,5, 3 и 5 ПДК. Как в таком случае быть, разрабатывать мероприятия с учетом максимального увеличения концентраций в период НМУ на 60% или все таки в 5 раз?

    И еще вопрос, у меня предприятие, у которого более 50 небольших котельных, расположены они все довольно далеко друг от друга, и по сути являются отдельными площадками, но они все стоят на учете как один объект НВОС, в таком случае необходимо разрабатывать и согласовывать план мероприятий для каждой котельной или все таки объединять их все в один огромный план так как объект НВОС это один? Том ПДВ, нормативы и разрешение на выбросы тоже одно на все площадки, как быть в такой ситуации?

    Ответить
    1. Людмила Лисичникова автор

      У вас ваши 50 котельных не могут быть одним объектом НВОС. Это ошибка до первой проверки. Но ничего страшного, если поставили так на учет более года назад – срок давности ушел. Заставят когда-нибудь переделать. По поводу старый требовани НМУ – на них уже не ориентируйтесь. Том ПДА, разрешение и должны быть одни на все площадки, но в томе ПДВ должна быть разбивка, в приказе по нормаивам должна быть также разбивка по промплощадкам.
      Как вам сейчас поступить? Я даже не знаю, поскольку у вас исходная составляющая неверная.

      Ответить
      1. Юлия

        Ну получается что в любом случае мероприятия составлять на каждую котельную отдельно а уже потом думать как подавать все это, слепив все в один огромный план или каким-то образом на каждую отдельно при этом прикладывать один и тот же том ПДВ и номер объекта НВОС писать один и тот же.

        По поводу самого плана по новой форме тоже много вопросов. Не очень понятно как высчитывать эффективность мероприятий, осталось она такая же как была и раньше, т.е. сравнение г/с до и после мероприятий, или сейчас она высчитывается исходя их снижения концентраций. Также непонятно по поводу организационных мероприятий, которые ранее автоматически давали сокращение на 15%. Если например при рассеивании получилось что ни одно вещество не соответствует критериям из п.12 811 Приказа, то и мероприятия то не нужно разрабатывать, но чтобы получить письменное подтверждение что план не нужен, нужно все равно что-то да подать.

        Я зная что в Москве например, даже если нет превышений концентраций, и план не нужен, все равно требуют согласовывать план с организационными мероприятиями. Вот только как по новым требованиям это сделать более грамотно пока не очень понятно. Прописать организационные мероприятия и поставить эффективность равной нулю?

        Ответить
        1. Людмила Лисичникова автор

          Вы не знаете как, проверяющие тоже я думаю не особо себе это представляют. Главное я думаю четко собрать перечень документов при НМУ. Проверять будут именно по пунктам. Я бы мероприятия сделала по каждому объекту отдельно, чтоб потом не переделывать.

          Ответить
          1. Юлия

            Не очень понимаю что значит перечень документов, по 811 не особо понятно что вообще нужно прикладывать к плану в виде документов, мне кажется что каждый орган власти опять таки на основе 811 будет делать свой регламент и уже там писать какие документы требуются. По 811 пока понятно только содержание ПЗ, а по документам как обычно видимо все будут требовать по разному(((

  9. Ксения

    Добрый день! Мы являемся предприятием I категории НВОС. Станция аэрации – городские очистные. Основными источниками выброса у предприятия являются аэротенки и резервуары. Технологически сократить выбросы в период НМУ не возможно. Возможно только провести определенные мероприятия по отношению к единственной котельной и автотранспорту, но при этом мы достигаем показатели снижения не более 7%, чего не достаточно для согласования мероприятий в период НМУ и нами получено уже 4 отказа по этому поводу. На что можно опереться, чтобы убедить местное управление экологии в том, что очистные сооружения это непрерывный процесс, социально значимый объект…

    Ответить
    1. Людмила Лисичникова автор

      Они действуют по прописанному регламенту. Резервуары открытые? Даже не знаю что вам и подсказать…

      Ответить
    2. Наталия

      из приказа: “Для ОНВ, относящихся к деятельности по обеспечению электрической энергией, газом и паром, в период НМУ в соответствии со степенями опасности НМУ устанавливаются режимы работы, обеспечивающие непрерывность осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности, в том числе не допускающий введение полного или частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями электрической энергии (мощности) или понижение температуры теплоносителя ниже значений, заданных температурным графиком, утвержденным схемой теплоснабжения населенного пункта, характерных для работы в отопительный период и (или) определяемых обязательными требованиями к эксплуатации тепловых сетей, и предусматривающие уменьшение приземных концентраций каждого загрязняющего вещества, которое должно составлять:

      до 5 – 10% при НМУ 1 степени опасности;

      до 10 – 20% при НМУ 2 степени опасности;

      до 20 – 25% при НМУ 3 степени опасности.”

      Ответить
  10. Наталья

    Добрый день!
    Наше министерство считает, что разрабатывать мероприятия необходимо в случае превышения на границе СЗЗ концентраций, при увеличении их на 20-40-60%.. Говорим, что написано про ЖЗ. Говорят в приказе в п. 10 написано – “вещества по которым расчетные приземные концентрации загрязняющего вещества, подлежащего нормированию в области охраны окружающей среды, создаваемые выбросами ОНВ, в точках формирования наибольших приземных концентраций (далее – расчетные концентрации) за границей территории ОНВ (далее – контрольные точки)”,о есть не написано про ЖЗ… А ситуация в том, что если смотреть по ЖЗ – мероприятия не нужны.. А если по СЗЗ – нужны.. Как вот бороться в этом случае? Спасибо!

    Ответить
  11. Алина

    Добрый день. Подскажите, если предприятие 3 категории, но по воздействую на атмосферный воздух относится к 4 категории (согласно проекту ПДВ), нужно ли разрабатывать мероприятия, согласно Приказу Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28 ноября 2019 г. № 811??

    Ответить
    1. Раиса

      Разработка требуется для всех объектов 1, 2 и 3 категории, имеется ввиду категория предприятия согласно свидетельства о постановке на учет. Только как правило для 3 категории план мероприятий ограничевается расчетами рассеивания, так как оно не показывает превышений. Поэтому мы направляем в комитет просто сопроводительное письмо с ПЗ и расчетами.

      Ответить
  12. Екатерина

    Добрый день! Подскажите, пожалуйста наша организация 3 категория, у нас не превышает 1 ПДК по 1 и 2 классу опасности, правильно понимаю что не нужно делать мероприятия по НМУ? какие наши действия?

    Ответить
    1. Людмила Лисичникова автор

      Почему такой вывод сделан?

      Ответить
  13. Екатерина

    I степень — присваивается при прогнозировании превышения концентрации одного или нескольких контролируемых загрязняющих веществ в атмосферном воздухе выше 1 ПДК
    у нас на предприятии не превышает, от туда сделала и вывод. Если я ошибаюсь объясните пожалуйста что в такой ситуации делать. Выше прочитала что нужно сопроводительное письмо писать и прикладывать все протоколы выбросов

    Ответить
    1. Людмила Лисичникова автор

      Вам надо работать с приказом Минприроды России от 17.11.2011 № 899 “Об утверждении порядка представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требований к составу и содержанию такой информации, порядка ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам”

      Ответить
  14. Нелли

    Добрый день.

    Каким образом должна осуществляться регистрация информации о выполненных мероприятиях.И нужно ли регистрировать в журнале информацию если НМУ для рассеивания вредных примесей не ожидается. Спасибо.

    Ответить
    1. Людмила Лисичникова автор

      По свободной форме. Если НМУ не ожидается – не объявлено, то чего и зачем регистрировать вы собрались?

      Ответить
  15. инна

    Добрый день.
    На основании выданных и согласованных мероприятий по НМУ Комитетом по природопользованию СПБ, необходимо до 31 марта предоставить отчет. Что за отчет и в какой форме, на основании каких документов разрабатывается? Спасибо.

    Ответить
    1. Людмила Лисичникова автор

      Посмотрите региональные НПА на сайте комитета.

      Ответить
  16. Илья

    Людмила добрый день. Подскажите в каком НПА прописано “Предупреждения первой степени составляются, если предсказывается повышение концентрации в 1,5 раза, второй степени – от 3 до 5 ПДК, а третьей – свыше 5 ПДК. В зависимости от степени предупреждения предприятие переводится на работу по одному из трех режимов.”
    Источник: https://ecoproverka.ru/meropriyatiya-po-nmu/

    Ответить
  17. Сергей

    Доброе утро!
    Есть вопросы, если позволите..:

    У меня объекты (III категория), на каждом из них установлены дизельные установки на случай пропадания промышленной сети. В связи с надежностью эл. сетей дизели работают 10 мин. в неделю, максимум, и то для проверки работоспособности самих установок.
    1.Нужно ли разрабатывать план при НМУ?
    2.Rомитет требует проводить измерения на объектах при НМУ, прежде чем согласовать план. Это законно?

    Ответить
    1. Людмила Лисичникова автор

      Формально если ОНВОС 3 категории, то должны быть мероприятия по НМУ. По второму пункту- на основании чего они это требуют? Мне кажется – вы неправильно поняли…

      Ответить
  18. Елена Касицина

    Добрый день! Коллеги, подскажите, пожалуйста, как выйти из ситуации . При согласовании мероприятий при НМУ (ситуация когда все вещества рассеиваются и нет превышений по всем трем стадиям), какие писать мероприятия. В нашем регионе по регламенту не выдают письмо о том, что не требуется разработка мероприятий…Подскажите, если такой опыт ?

    Ответить
    1. Людмила Лисичникова автор

      Вы как вывод в документе не можете написать, что в соответствии …. нет превышений, мероприятия не требуются?

      Ответить
      1. Елена

        У нас аналогичная ситуация. Подскажите Елена как дальше разрешился ваш вопрос?

        Ответить
  19. Олег

    Добрый день Людмила. Подскажите для ОНВ 3 категории.
    НМУ разрабатываются для всех ЗВ концентрации которых будут превышать ПДК или только для ЗВ 1-2 класса опасности.
    Спасибо!

    Ответить
    1. Людмила Лисичникова автор

      НМУ ля всех веществ в соотвествии с требованиями.

      Ответить
      1. анна

        п.10 № 811 “В перечень веществ по конкретному ОНВ включаются загрязняющие вещества, подлежащие нормированию ( и вот тут указана ссылка на 2 документ- ст 22 ФЗ № 7)

        а по п.4 ст 22 Фз №7 для 3 категории ОНВ “4. Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов, за исключением радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), не рассчитываются для объектов III категории.”
        Выходит, что для 3 категории ОНВ в перечень веществ входит 1,2 класс опасности вещества.

        если я неправильно поняла,объясните,пожалуйста.

        Ответить
        1. анна

          расчет рассеивания делала для всех веществ (чтобы потом получить экспертное заключение). Из всех веществ превышение ( с учетом фона) только у 1 вещества- диоксида азота. А для онв 3 категории, диоксид азота не нормируемое вещество, если исходить из того же ФЗ №7.

          Так вот при формировании мероприятий НМУ запуталась и не пойму до конца- по веществам 1 класса опасности или по всем (которые я рассчитывала, только потому что если их не учесть, то не выдают экспертное заключение положительное)

          Ответить
  20. Вероника

    Спасибо за ответ. Насколько я поняла проект НМУ необходим для тех организаций у кого установлена СЗЗ. А если у нас никогда не устанавливалось СЗЗ? А по новым требованиям установка СЗЗ скорее всего не будет затребована Роспотребнадзором, т.к. жилая застройка находится далеко за пределами производств. В этом случае проект НМУ также небходим?

    Ответить
    1. Людмила Лисичникова автор

      СЗЗ и НМУ не взаимосвязаны.

      Ответить
    2. Людмила Лисичникова автор

      НМУ И СЗЗ не взаимосвязаны.

      Ответить
  21. Любовь

    Добрый день.А можно узнать какие нужны документы,для отчета НМУ

    Ответить
    1. Людмила Лисичникова автор

      Ознакомьтесь с Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28 ноября 2019 г. № 811 “Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий”.

      Ответить
  22. Кира

    Здравствуйте!
    Подскажите, пожалуйста, объект 3 категории, сейчас проект НДВ находится на согласовании, в нем указано, что ни по одному из веществ не соблюдаются условия п.10 Приказа №811. Следовательно, не требуется разработка мероприятий по снижению выбросов в период НМУ 1, 2 и 3 степеней опасности. Я правильно понимаю, что, если проект НДВ пройдет согласование нам не нужно составлять отчет НМУ?

    Ответить
  23. Любовь

    Подскажите пожалуйста, сведения о выполнении Мероприятия по НМУ мы отмечаем в журнале записи прогнозов графа 6 (приложение 4 к приказу №811) и этого достаточно ??? или ведем второй журнал, в котором отмечаем выполнение мероприятий

    Ответить
  24. Сергей Эколог

    Мы предприятие 2 категории НВОС, а пояснительной записке к мероприятиям и в перене самих мероприятий при НМУ ничего не сказано про проведение инструментального или расчетного контроля, значит мы не обязаны их проводить при наступлении НМУ?

    Ответить
    1. Людмила Лисичникова автор

      Смотрите ваш план мероприятий – там ваши действия должны быть прописаны.

      Ответить
  25. Наталья

    Подскажите, пожалуйста, если предприятию 3 категории не требуется мероприятий по уменьшению выбросов (в соответствии с разработанным и согласованным планом мероприятий по уменьшен выбросов ЗВ в период НМУ), нужно ли нам получать предупреждения о НМУ, назначать ответственное лицо и вести журнал регистрации НМУ

    Ответить
    1. Людмила Лисичникова автор

      нет

      Ответить
  26. Анна

    Добрый день!
    Предприятие 2 категории по степени НВОС, находится в лесу, до ближайшей деревни – 60 км. Городских и иных поселений, для обеспечения охраны атмосферы которых должны разрабатываться мероприятия при НМУ – нет.
    Вопрос: надо ли разрабатывать мероприятия в принципе в таком случае?
    Согласно письму Гидромета в наш адрес – прогнозы о наступлении НМУ по месту нахождения предприятия не делаются.
    СЗЗ предприятию установлена (1 км). превышений ПДК на границе СЗЗ нет.

    Ответить
    1. Людмила Лисичникова автор

      Надо. Прогнозы о наступлении НМУ по месту нахождения многих предприятий не делаются. У вас возможно будут “нулевые мероприятия”.

      Ответить
  27. Татьяна

    Добрый день. Промплощадки предприятия являются объектами НВОС 2 категории. Мероприятия по НМУ согласованы Минприроды. Нужно ли согласовывать Мероприятия по НМУ с органами местного самоуправления (администрацией города) или все-таки нет? каким именно образом можно получить прогнозы от Росгидромета бесплатно?

    Ответить
  28. Татьяна

    Добрый день. Журналы по НМУ нужно заводить на каждом объекте НВОС или хватит одного на все объекты (3 штуки)?

    Ответить
  29. Ирина

    Добрый день!
    Подскажите, пожалуйста, для объекта 3 категории в проекте НДВ нужно ли разрабатывать раздел по НМУ, при условии, что на границе СЗЗ превышений нет и РТ на нормируемых территориях не брали, т.к. ближайшая нормируемая территория находится более чем в 60км от предприятия, зона влияния предприятия соответственно тоже не достигает потенциальную РТ на нормируемой территории?

    Ответить
    1. Людмила Лисичникова автор

      В проекте НДВ должен быть раздел по НМУ. Так как у вас 3 категория – должно быть в вашем случае обоснование отсутствия мероприятий при НМУ или обоснования организационных мероприятий ( см. ваше региональное законодательство по НМУ).

      Ответить
Пример HTML-страницы