Пример HTML-страницы

Нормативы допустимых сбросов ( НДС) в водные объекты – 2021

Разработка нормативов  допустимых сбросов загрязняющих веществ (ЗВ) в водные объекты (за исключением радиоактивных веществ) проводится на основании приказа Минприроды России от 29.12.2020 № 1118.

Согласно указанного приказа НОРМАТИВЫ ДОПУСТИМЫХ СБРОСОВ (НДС) разрабатываются и утверждаются для действующих и проектируемых организаций-водопользователей.

Есть образец расчета нормативов допустимых сбросов – ludalisi@yandex.ru

Скачать и ознакомиться с приказом можно здесь:

alt:Методика разработки НДС.pdfМетодика разработки НДС.pdf

Разработка НОРМАТИВОВ ДОПУСТИМЫХ СБРОСОВ осуществляется в отношении ЗВ, характеризующих применяемые технологии и особенности производственного (технологического) процесса у водопользователя, в том числе указанных в отчете по ПЭК.

Перечень нормируемых веществ включает в себя вещества, предусмотренные перечнем загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2015 г. N 1316-р , и формируется на основе исходной информации об использовании веществ на конкретном предприятии и анализе данных о качестве исходной и сточных вод.
При сбросе в поверхностные водные объекты карьерных, шахтнорудничных и иных вод, забранных (образующихся при осуществлении технологического процесса) из подземных водных объектов, при формировании перечня нормируемых веществ учитывается качество указанных вод.
При сбросе со сточными водами смесей постоянного состава, в перечень нормируемых веществ включаются все вещества, входящие в состав смеси постоянного состава.
Перечень нормируемых веществ организаций, осуществляющих водоотведение, должен включать вещества, принимаемые со сточными водами от абонентов.
Перечень нормируемых веществ организаций, эксплуатирующих объекты централизованных систем водоотведения поселений или городских округов, определяется на основании результатов инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, проводимой в соответствии с Правилами N 891. Для объектов, оказывающих умеренное негативное воздействие на окружающую среду (объектов II категории), являющихся централизованными системами водоотведения поселений или городских округов, в такой перечень дополнительно включаются технологически нормируемые вещества.

Нормативы допустимых сбросов устанавливаются расчетным путем исходя из:

  • нормативов качества воды водного объекта (постановление Правительства РФ от 13.02.2019 № 149);
  • фонового состояния водного объекта по ЗВ, характеризующим применяемые технологии и особенности производственного (технологического) процесса у водопользователя.

НДСНДС

НДС

Расчет нормативов допустимых сбросов

В случае превышения условных фоновых концентраций  значений гигиенических или рыбохозяйственных нормативов, то Нормативы допустимых сбросов разрабатывается с учетом:

В случаях если природные фоновые концентрации химических веществ в водах поверхностных водных объектов, сформировавшиеся под влиянием природных факторов и характерные для конкретного речного бассейна или его части, водного объекта или его части, превышают значения гигиенических или рыбохозяйственных нормативов, нормативы качества разрабатываются и устанавливаются на уровне значений (в интервале допустимого отклонения от значений) показателей природных фоновых концентраций химических веществ в этом речном бассейне или его части, водном объекте или его части.

Нормативы качества вод поверхностных водных объектов, предусмотренные пунктом 15 настоящего Положения, за исключением водных объектов рыбохозяйственного значения, разрабатываются и устанавливаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Пункты 15 и 16 постановления Правительства РФ от 13.02.2019 № 149

При этом:
Если фоновая концентрация химического вещества в воде водного объекта и (или) микробиологические показатели, связанные с применяемыми технологиями и особенностями производственного (технологического) процесса на объекте организации-водопользователя, не позволяют обеспечить норматив качества воды в контрольном пункте (створе), за исключением ситуации, указанной в пункте 3 настоящей методики, нормативы допустимых сбросов по этим показателям разрабатываются исходя из соблюдения в сточных водах нормативов качества воды водного объекта.
В случае если водный объект рыбохозяйственного значения одновременно используется для целей хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водоснабжения:
Для оценки качества вод поверхностных водных объектов рыбохозяйственного значения, используемых одновременно для целей хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водоснабжения и (или) в других целях, норматив качества устанавливается на уровне наименьшего из гигиенического или рыбохозяйственного норматива.
В случае если водный объект, используется для целей хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водоснабжения и в других целях, за исключением водных объектов рыбохозяйственного значения:
При разработке нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты или их части, используемые для целей хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водоснабжения и в других целях, за исключением водных объектов рыбохозяйственного значения, применяются гигиенические нормативы.
Сброс сточных вод в водные объекты, используемые для целей питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения, а также для рекреационных целей, в водные объекты рыбохозяйственного значения:
Нормативы допустимых сбросов должны соблюдаться в максимально загрязненной струе контрольного пункта (створа) на расстоянии (на водотоках – ниже по течению; на водоемах и морях – на акватории в радиусе) не далее 500 метров от места сброса сточных вод.

Если фактический сброс действующей организации-водопользователя меньше расчетного НДС, то в качестве Норматива допустимых сбросов принимается расчетный НДС.

При этом:
Фактическое содержание загрязняющих веществ в сточных водах определяется как максимальное значение концентрации за последний календарный год безаварийной работы предприятия из 5-ти предыдущих лет работы или из 7-ми предыдущих лет работы в случае предоставления расчета НДС в заявке на получение комплексного экологического разрешения либо декларации о воздействии на окружающую среду.
Фактический сброс для объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов применяется как максимальное значение концентраций, определенное в результате инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, проводимой в соответствии с Правилами проведения инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2019 г. N 891.
Таким образом, на объектах НВОС 3 категории не нормируются вещества 3 и 4 классов опасности. Самые распространенные: взвешенные вещества, БПК (БПК5), растворенный кислород, фосфаты, СПАВ, азот аммонийный,фенолы, нефтепродукты, железо общее, нитрит-ионы, нитрат-ионы, сульфаты, хлориды.
Судебную практику по сбросу сточных вод от ОНВОС 3 категории читаем здесь.
РАСЧЕТ НДС
РАСЧЕТ НДС

На какой срок утверждаются нормативы допустимых сбросов

Нормативы допустимых сбросов не подлежат пересмотру в течение срока, на который выдается комплексное экологическое разрешение, в заявке на получение которого они содержались, или на который предоставляется декларация о воздействии на окружающую среду, приложением к которой они являлись, а также срока, на который они утверждены в случаях, предусмотренных частью 1.1 статьи 11 Федерального закона N 219-ФЗ, за исключением наступления обстоятельств для расчета новых НДС, указанных в пункте 13 настоящей Методики.

Срок актуальности расчетов Нормативов допустимых сбросов не превышает 7 лет с момента получения комплексного экологического разрешения, в заявке на получение которого они содержались (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 13 статьи 31.1 Федерального закона N 7-ФЗ), или данный срок исчисляется с момента предоставления декларации о воздействии на окружающую среду, приложением к которой они являлись.

В случаях, предусмотренных частью 1.1 статьи 11 Федерального закона N 219-ФЗ, НДС утверждаются на 5 лет в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 23 июля 2007 г. N 469 “О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей” .

пункты 11, 13 приказа Минприроды России от 29.12.2020 № 1118

Расчет Нормативов допустимых сбросов до истечения срока

а) при изменении на 30 и более процентов годового объема сточных вод;
б) при изменении перечня сбрасываемых загрязняющих веществ (для объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов – по результатам инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, проведенной в соответствии с Правилами N 891);
в) при изменении технологии производства, методов очистки сточных вод;
г) получении впервые сведений о величинах условных фоновых концентраций или обновлении таких сведений;
д) утверждении в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 28.06.2008 N 484 “О порядке разработки и утверждения нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения” региональных нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водного объекта рыбохозяйственного значения;
е) получения впервые информации о количественных и качественных характеристиках водного объекта – приемника сточных вод, а также гидрометеорологической информации или обновлении таких сведений;
ж) обнаружении ошибок или недостоверной информации в расчетах НДС.

При этом расчет НДС, КЭР или декларация о воздействии на ОС  являются действующими  до расчета новых НДС  в пределах сроков, на которые выдано комплексное экологическое разрешение или предоставлена декларация о воздействии на окружающую среду, соответственно, но не более 6 месяцев.

Класс опасности загрязняющих веществ

ВеществоКласс опасности по приказу Минсельхоза РФ от 13.12.2016 № 552
винилхлорид1
ртуть и ее соединения1
2,4-дихлорфенол (гидроксидихлорбензол)1
2,4,6-трихлофенол1
хлор свободный. растворенный и хлорорганические соединения1
хлороформ (трихлорметан)1
хлорфенолы1
4,4-ДДТ1
анилин (аминобензол, фениламин)2
бериллий2
гидразингидрат2
2,6-диметиланилин2
2,4-динитрофенол2
додецилбензол2
кадмий2
о-крезол (2-метилфенол)2
молибден2
пентахлорфенол2
свинец2
селен2
трихлорбензол (сумма изомеров)2
1,2,3-трихлорпропан2

Согласно Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 “Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 “Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания”:

класс опасности веществ в сточных водах смотрим здесь.

Письмо Минприроды России (Министерство природных ресурсов и экологии РФ) от 16 апреля 2021 г. №12-50/5037-ОГ

Минприроды России в рамках установленной компетенции рассмотрело обращение от 15.02.2021 N ВРН-0221-0148 и по вопросам, изложенным в нём, сообщает.

1. Нормативы допустимого воздействия (далее – НДВ) на водные объекты утверждаются Росводресурсами по согласованию с Росрыболовством, Росгидрометом, Роспотребнадзором, Росприроднадзором и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы в соответствии с Порядком утверждения НДВ на водные объекты, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 881 (далее – Постановление N 881).

Приказом Минприроды России от 29.12.2020 N 1118 утверждена Методика разработки нормативов допустимых сбросов (далее – НДС) загрязняющих веществ в водные объекты для водопользователей (далее – Методика).

В соответствии с пунктом 10 Методики информация об утвержденных в соответствии с пунктом 1 Постановления N 881 НДВ на водные объекты размещается на официальном сайте Росводресурсов в информационно-коммуникационной сети “Интернет”.

2. При расчете нормативов допустимых сбросов по веществам для водопользователей, расположенных в пределах водохозяйственного участка, необходимо соблюдение условия представленного в формуле (1) пункта 19 Методики.

По вопросу наличия в федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации исходных данных для соблюдения условий формулы (1) Методики отмечаем следующее.

Информацией о НДС, а также о технологических нормативах, утвержденных в составе комплексных экологических разрешений для объектов I категории, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к областям применения наилучших доступных технологий, располагает Росприроднадзор в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 N 143 “Об утверждении Правил рассмотрения заявок на получение комплексных экологических разрешений, выдачи, переоформления, пересмотра, отзыва комплексных экологических разрешений и внесения изменений в них” (далее – Постановление N 143).

В соответствии с подпунктом “б” пункта 10 Постановления N 143 Росприроднадзор направляет заявку па получение КЭР и прилагаемые к ней материалы на согласование, также в территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов.

Пунктом 12 Постановления N 143 установлено, что территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов рассматривает КЭР и прилагаемые к ней материалы – в части непревышения НДС высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в сбросах загрязняющих веществ над установленными нормативами допустимого воздействия на водные объекты при их наличии для соответствующих веществ на основании статистических сведений об использовании воды в Российской Федерации.

В части информации о НДС для объектов II категории, оказывающих умеренное негативное воздействие на окружающую среду сообщаем, что в соответствии со статьей 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды” (далее – Закон N 7-ФЗ) юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду, с подачей которой представляются также расчеты НДС.

В соответствии с пунктом 2 статьи 31.2 Закона N 7-ФЗ декларация о воздействии на окружающую среду представляется в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в отношении объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, в отношении иных объектов – в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В отношении данных о расчетах НДС, указанных в программе производственного экологического контроля (далее – ПЭК), разработанной в соответствии с требованиями к содержанию программы ПЭК, утвержденными приказом Минприроды России от 28.02.2018 N 74 сообщаем, что согласно пункту 7 статьи 67 Закона N 7-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны представлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации отчет об организации и о результатах осуществления ПЭК в порядке и в сроки, которые определены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 2 Порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, утвержденного приказом Минприроды России от 28.02.2018 N 74, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах I категории, а также на объектах II и III категории, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, представляют отчет в территориальный орган Росприроднадзора по месту осуществления деятельности.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах II и III категории, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют отчет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный экологический надзор, по месту осуществления деятельности.

Кроме того, программа ПЭК содержит сведения также о массе сбросов загрязняющих веществ в водный объект.

При этом приказом Росстата от 27.12.2019 N 815 утверждена представленная Росводресурсами годовая форма федерального статистического наблюдения N 2-ТП (водхоз) “Сведения об использовании воды”, заполнение, сбор и обработка данных по которой осуществляются Росводресурсами.

В состав данных сведений также входит информация о массе фактического сброса каждого загрязняющего вещества с объектов водопользователей.

Вместе с тем Росприроднадзор располагает сведениями об утвержденных лимитах на сбросы и временно разрешенных сбросах по выпускам сточных вод согласно Административному регламенту Росприроднадзора по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, утвержденному приказом Минприроды России от 09.01.2013 N 2.

Таким образом, исходной информацией, указанной в формуле (1) Методики, обладают соответствующие ведомства.

3. Согласно подпункту “в” пункта 10 Методики в случае, если водный объект – приемник сточных вод или его часть не является водным объектом рыбохозяйственного значения, исходная информация о нормативах качества, установленных на уровне значений показателей природных фоновых концентраций химических веществ в водном объекте, для разработки проекта НДС запрашивается водопользователем в Минприроды России.

Согласно пункту 15 Положения о разработке, установлении и пересмотре нормативов качества окружающей среды для химических и физических показателей состояния окружающей среды, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 N 149 (далее – Положение), в случаях если природные фоновые концентрации химических веществ в водах поверхностных водных объектов, сформировавшиеся под влиянием природных факторов и характерные для конкретного речного бассейна или его части, водного объекта или его части, превышают значения гигиенических или рыбохозяйственных нормативов, нормативы качества разрабатываются и устанавливаются на уровне значений (в интервале допустимого отклонения от значений) показателей природных фоновых концентраций химических веществ в этом речном бассейне или его части, водном объекте или его части.

В соответствии с пунктом 16 Положения нормативы качества вод поверхностных водных объектов, предусмотренные пунктом 15 Положения, за исключением водных объектов рыбохозяйственного значения, разрабатываются и устанавливаются Минприроды России.

Нормативы предельно допустимых концентраций (далее – ПДК) веществ с учетом природных особенностей водных объектов рыбохозяйственного значения (региональные нормативы) разрабатываются в соответствии с Методическими указаниями по разработке нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов ПДК вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, утвержденными приказом Росрыболовства от 04.08.2009 N 695.

Одновременно сообщаем, что приказом Минсельхоза России от 13.12.2016 N 552 утверждены нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы ПДК вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения.

4. Согласно подпункту “р” пункта 14 Методики расчет НДС должен содержать (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 15 Методики) данные о фактическом сбросе загрязняющих веществ (веществ и микроорганизмов для случаев, предусмотренных частью 1.1 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “Об охране окружающей среды” и отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее – Федеральный закон N 219-ФЗ)) отдельно по каждому выпуску за предыдущие 7 лет (отдельно за каждый из семи лет) – в случае предоставления расчета НДС в заявке на получение комплексного экологического разрешения либо декларации о воздействии на окружающую среду или за предыдущие 5 лет (отдельно за каждый из пяти лет) в случаях, предусмотренных частью 1.1 статьи 11 Федерального закона N 219-ФЗ.

В соответствии с пунктом 11 Методики если фактический сброс действующей организации – водопользователя меньше расчетного НДС, то в качестве НДС принимается расчетный НДС.

Людмила Лисичникова
Оцените автора
( 1 оценка, среднее 1 из 5 )
EcoProverka.ru
Добавить комментарий

  1. Евгения

    Добрый день.Возможно ли в 2021 г. получение временно согласованных сбросов или лимитов для объектов 2 и 3 категории, в случае невозможности достижения ндс? Существует ли такая практика?

    Ответить
    1. Людмила Лисичникова автор

      У меня нет по этой теме статей, надо написать. Спасибо за идею.

      Ответить
  2. Элина

    Добрый день.
    Подскажите, пожалуйста, нужно ли проект НДС согласовывать в министерстве экологии,роспотребнадзоре, росприроднадзоре? Или просто прикладывать,как приложение к декларации о воздействии?

    Ответить
  3. Наталия

    Можете прислать как выглядит расчет ндс для водного обьекта р/х категории

    Ответить
    1. Людмила Лисичникова автор

      пока нет.

      Ответить
  4. Валентина

    Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, наше предприятие взяло участок очистных сооружений с 1 марта 2022 года. У предыдущей организации вышел срок действия НДС и не было разработанного нового проекта, в аккредитованных лабораториях не выполнили анализы сточных вод, как и на основании чего нам сделать расчет НДС. На участке очистных сооружений есть своя лаборатория, которая выполняла анализы сточной воды в сбросе, 500 метров ниже и выше сброса, можем ли мы взять результаты этой лаборатории?

    Ответить
    1. Людмила Лисичникова автор

      Поговорите на этот счет с разработчиками – что они посоветуют. Там учитываются результаты качества стоков за 5 лет.

      Ответить
Пример HTML-страницы