Пример HTML-страницы

Выбросы от автотранспорта в атмосферу. Требования и ответственность

В ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий проверяются требования законодательства и в отношении осуществления выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферу от автотранспорта. Выбросы от автотранспорта в атмосферу – рассмотрим подробнее:

Передвижные источники выбросов в атмосферу – инвентаризация

В редакции от 26.07.2019 ФЗ ” Об охране атмосферного воздуха” появились изменения в статье 22 ФЗ, касаемые выбросов ЗВ от передвижных источников выбросов в атмосферу.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.

Таким образом, если ваши передвижные источники выбросов в атмосферу не учтены в инвентаризации, необходимо провести её корректировку.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее – Закон № 96-ФЗ) источником выброса является сооружение, техническое устройство, оборудование, которые выделяют в атмосферный воздух вредные (загрязняющие) вещества.

Автотранспортные средства относятся к передвижным источникам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, технические нормативы выбросов загрязняющих веществ для которых согласно пункту 6 статьи 12 Закона № 96-ФЗ устанавливаются техническими регламентами, принимаемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Согласно разъяснениям Минприроды Российской Федерации от 02.04.2018 № 01-20-27/8793 при отсутствии в здании (строении, помещении и ином объекте) хозяйственной деятельности, приводящей к выбросам загрязняющих веществ в рабочую зону помещения, выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух не будет. Выбросы от автотранспортных средств на открытых стоянках учитываются при расчете нормативов выбросов в качестве фонового загрязнения атмосферного воздуха.

Таким образом, открытые стоянки, а также гаражные боксы и иные помещения, используемые только для стоянки, въезда и выезда автотранспорта, в случае отсутствия выбросов загрязняющих веществ в рабочую зону в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности не подлежат постановке на государственный учет в качестве объектов НВОС.

Методики расчета выбросов от автотранспорта

1. Методика проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для автотранспортных предприятий. М., 1998 г.
2. Методика проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для авторемонтных предприятий. М., 1998 г.
3. Методика проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для баз дорожной техники. М., 1998 г.

Выбросы от автотранспорта – что проверяется при плановой проверке?

Ну, а теперь о выбросах от автотранспорта в атмосферу подробнее:

Юридические лица при производстве и эксплуатации транспортных и иных передвижных средств и установок и граждане при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств и установок должны обеспечивать для таких средств и установок непревышение установленных технических нормативов выбросов.

пункт 2 статьи 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ “Об охране атмосферного воздуха”

Запрещаются производство и эксплуатация транспортных и иных передвижных средств, содержание загрязняющих веществ в выбросах которых превышает установленные технические нормативы выбросов.

пункт 1 статьи 17 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ “Об охране атмосферного воздуха”

Также:

Пунктом 3 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 № 183, предусмотрено, что технические нормативы выбросов для транспортных или иных передвижных средств и установок всех видов, являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха, устанавливаются техническими регламентами.

При этом транспортные и иные передвижные средства, выбросы которых оказывают вредное воздействие на атмосферный воздух, подлежат регулярной проверке на соответствие таких выбросов техническим нормативам выбросов в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 17 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ “Об охране атмосферного воздуха”).

В Правилах  проведения технического осмотра самоходных машин  и других видов техники, зарегистрированных органами, осуществляющими государственный надзор за их техническим состоянием (далее – Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации  от 13.11.2013 № 1013 под самоходными машинами и другими видами техники (далее – машины) понимаются тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины, за исключением колесных внедорожных мототранспортных средств, которые имеют двигатель внутреннего сгорания объемом более 50 куб. сантиметров или электродвигатель максимальной мощностью более 4 киловатт, прицепы к ним.

В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.02. 2002 № 83 “О проведении регулярных проверок транспортных и передвижных средств на соответствие техническим нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух” регулярные проверки автотранспортных средств, тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин на соответствие техническим нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух необходимо проводить начиная с 2003 года.

Согласно Правил проведения технического осмотра самоходных машин и других видов техники, зарегистрированных органами, осуществляющими государственный надзор за их техническим состоянием (далее – Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.11.2013 № 1013 соответствие требований, предъявляемые к уровню дымности отработавших газов для тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных самоходных машин с дизелями в соответствии с ГОСТ Р 17.2.2.02, к содержанию загрязняющих веществ в отработавших газах машин с бензиновыми двигателями в соответствии с требованиями, предусмотренными изготовителем проверяется при проведении технического осмотра к машинам отдельных видов (пункты 43, 44 приложения к Правилам).

Выбросы в атмосферу от самоходных машин и других видов спец. техники

При этом машины подлежат техническому осмотру органами гостехнадзора со следующей периодичностью: внедорожные автотранспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие помимо сиденья водителя более 8 сидячих мест, – каждые 6 месяцев, остальные машины – ежегодно (пункты 2 и 5 Правил).

В соответствии  с пунктом 7 Правил проведение технического осмотра включает в себя в том числе: в) проверку технического состояния машин (за исключением машин, в отношении которых в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил первый технический осмотр производится без проверки их технического состояния).

По результатам технического осмотра машины оформляется один из следующих документов о прохождении технического осмотра: свидетельство о прохождении технического осмотра (в случае соответствия машины требованиям безопасности), акт технического осмотра ( в случае выявления несоответствия машины какому-либо из требований безопасности) ( пункт 12 Правил).

В случае, если в ходе проведения проверки не предоставляется свидетельство о прохождении технического осмотра спец. техники или самоходных машин, то это означает, что предприятие не осуществляет регулярную проверку данного транспортного средства на соответствие выбросов техническим нормативам выбросов в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Выбросы в атмосферу от автотранспортных средств

Технический осмотр транспортных средств проводится на основании Правил проведения технического осмотра транспортных средств, утвержденных Правительством Российской Федерации от 05.12.2011 № 1008.

Выбросы от автотранспорта в атмосферу в ходе проведения экологических проверок проверяются просмотром диагностических карт автомобилей. Диагностическая карта автотранспортного средства на период прохождения проверки должна быть действующей ( срок действия не должен быть истекшим).

Ответственность за несоблюдение требований законодательства в части выбросов от автотранспорта в атмосферу

КоАП РФ отдельной статьи за данное нарушение не предусмотрено.

Поэтому привлечение к ответственности за эксплуатацию транспортных средств, специальной техники с диагностической картой с истекшим сроком годности, без свидетельства о прохождении технического осмотра спец. техники будет по статье 8.1. КоАП РФ.

Выбросы от автотранспорта в атмосферу - ст. 8.1. КоАП РФ
Людмила Лисичникова
Оцените автора
( 2 оценки, среднее 2 из 5 )
EcoProverka.ru
Добавить комментарий

  1. Константин

    Добрый день, у меня на предприятии один грузовой автомобиль и один вилочный автопогрузчик. При прохождении тех. осмотра и хорошей диагностической карте я выбросы от передвижных источников нигде в отчеты не показываю?Дополнение к выбросам от стац. источников не делаю?

    Ответить
    1. Людмила Лисичникова автор

      У вас они в инвентаризации учтены уже?
      Статья 22. Инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в атмосферу)

      1.Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.
      https://ecoproverka.ru/inventarizaciya-vybrosov/

      Ответить
  2. Константин

    Добрый день, у меня в ведении находятся два ЮЛ. У одного из них в составе находится цех по производству плинтуса из пенополистирола и один груз авто. В 2017 году сторонней подрядной организацией была проведена инвентаризация выбросов от автомобиля и цеха, объем выбросов не превышает 1,5 т в год. В апреле 2018 года Региональным Росприроднадзором был издан приказ об установлении ПДВ для ЮЛ до 2025 года. Вопрос: я не подаю отчет 2-тп(воздух) по этому ЮЛ из-за количества выбросов до 5 т? Во втором ЮЛ находится только стационарная котельная с выбросом 5,5 т в год с выбросом двух опасных веществ от сжигания газообразного топлива, по этому ЮЛ я подаю отчет 2-тп(воздух). Ранее региональным Минлесного хозяйства и экологии было выдано разрешение на выбросы ЗВ до 2019 года, надо ли его продлять, или достаточно приказа Регионального Росприроднадзора?

    Ответить
Пример HTML-страницы