Пример HTML-страницы

Строительство и экология – НПА

Строительство и экология. Какие требования предъявляются к строящимся и реконструируемым объектам?

Содержание
  1. Проектная документация на соответствие экологическим требованиям при строительстве объектов
  2. Требования экологического законодательства при вводе объектов в эксплуатацию
  3. Постановка на учет строящихся объектов (строительных площадок)
  4. Расчет нормативов допустимых выбросов для строящихся объектов
  5. ПИСЬМО от 15 апреля 2021 г. N 12-50/4954-ОГ “О ПОСТАНОВКЕ НА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ ОБЪЕКТОВ” 
  6. Проектирование или строительство объектов централизованных систем водоотведения
  7. Воздействие при строительстве
  8. Виды воздействия
  9. Период строительства
  10. Период эксплуатации
  11. Снижение негативного воздействия на окружающую среду при строительстве объекта
  12. Рекомендации по снижению воздействия на атмосферный воздух
  13. Рекомендации по снижению воздействия на грунты 
  14. Рекомендации по снижению воздействия на поверхностные и подземные воды
  15. Рекомендации по охране и рациональному использованию земельных ресурсов
  16. Рекомендации при обращении с отходами производства и потребления
  17. Организация производственного экологического контроля на строящемся объекте
  18. РДС 82-202-96. Правила разработки и применения нормативов трудноустранимых потерь и отходов материалов в строительстве

Проектная документация на соответствие экологическим требованиям при строительстве объектов

В соответствии с частью 1 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ (ГрК РФ) на ввод объекта в эксплуатацию (строительство и реконструкция объектов капитального строительства) необходимо получение разрешения на ввод в эксплуатацию.

Для получения разрешения на ввод в эксплуатацию необходимо в т.ч. :

заключение уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора федерального органа исполнительной власти, выдаваемое в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 Кодекса;

Государственный строительный надзор  осуществляется в соответствии с частью 1 статьи 54 Кодекса.

Согласно положениям ст. 1289303644474855 ГрК РФ при строительстве или реконструкции объекта недвижимости требуются, помимо наличия права на земельный участок, доказательства осуществления строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки, а также осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, при наличии в установленном порядке составленной проектной документации, разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию, подтверждающих осуществление застройки с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил, норм и правил о безопасности.

Данный порядок, установленный Градостроительным кодексом Российской Федерации, направлен на устойчивое развитие территорий муниципальных образований, сохранение окружающей среды и объектов культурного наследия; создание условий для планировки территорий, обеспечение прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.

В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, относится к вопросам местного значения городского округа.

В силу положений ст. 51 ГрК РФ и ст. 3 Федерального закона от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ “Об архитектурной деятельности в Российской Федерации” строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство. К заявлению о выдаче разрешения в обязательном порядке должны прилагаться помимо правоустанавливающих документов на земельный участок, также градостроительный план земельного участка, материалы проектной документации и иные предусмотренные ст. 51 названного кодекса документы.

Согласно ч. 2 ст. 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

Осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте следующих объектов:

1) объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов;

2) жилых домов с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки), в случае, если строительство или реконструкция таких жилых домов осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

3) утратил силу;

4) отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами;

5) отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами;

6) буровых скважин, предусмотренных подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр.

Пунктом 1  статьи 47 ГрК РФ предусмотрено, что подготовка проектной документации осуществляется, в частности, на основании результатов инженерно-технических изысканий и градостроительного плана земельного участка.

В состав проектной документации объектов капитального строительства входит пояснительная записка, в том числе с результатами инженерных изысканий, техническими условиями.

В соответствии со ст. 49 ГрК РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе и утверждаются при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации.

Предметом экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.

Согласно ч. 1 ст. 47 ГрК РФ не допускаются подготовка и реализация проектной документации без выполнения соответствующих инженерных изысканий.

Требования экологического законодательства при вводе объектов в эксплуатацию

Статья 38. Требования в области охраны окружающей среды при вводе в эксплуатацию объектов капитального строительства ФЗ ” Об охране окружающей среды”
 
1. Ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства осуществляется при условии проведения в полном объеме предусмотренных проектной документацией объектов капитального строительства мероприятий по охране окружающей среды, в том числе по восстановлению природной среды, рекультивации или консервации земель в соответствии с законодательством Российской Федерации.
 
2. Запрещается ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, не оснащенных техническими средствами и технологиями, направленными на комплексное предотвращение и (или) минимизацию негативного воздействия на окружающую среду, не оснащенных средствами контроля за загрязнением окружающей среды, в том числе автоматическими средствами измерения и учета объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и концентрации загрязняющих веществ, техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме и (или) о массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и о концентрации загрязняющих веществ в соответствии с настоящим Федеральным законом.
 
3. Не допускается выдача разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, который является объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, и относится к областям применения наилучших доступных технологий, в случае, если на указанном объекте применяются технологические процессы с технологическими показателями, превышающими технологические показатели наилучших доступных технологий.

Если разрешения на строительство объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и отнесенных к областям применения наилучших доступных технологий, выданы до 1 января 2019 года, требования пункта 2 статьи 38 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды” не применяются.

В соответствии с Приказом Минприроды России от 07.08.2018 № 352  “Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки”:

На реконструируемых или вновь строящихся объектах ОНВ для ИЗАВ, которые функционируют только в период строительства или реконструкции и в дальнейшем будут ликвидированы, присваиваются номера, начиная с 5501 для организованных ИЗАВ, и, начиная с 6501 – для неорганизованных ИЗАВ.

Статья 16. Требования охраны атмосферного воздуха при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности ФЗ “Об охране атмосферного воздуха”

1. При проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности, при застройке городских и иных поселений должно обеспечиваться непревышение нормативов качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическими, санитарно-гигиеническими, а также со строительными нормами и правилами в части нормативов площадей озелененных территорий.

2. При проектировании и размещении объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на качество атмосферного воздуха, в пределах городских и иных поселений, а также при застройке и реконструкции городских и иных поселений должны учитываться фоновый уровень загрязнения атмосферного воздуха, в том числе полученный по результатам проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха, и прогноз изменения его качества при осуществлении указанной деятельности.

3. В целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.

4. В проектах строительства объектов хозяйственной и иной деятельности, которые могут оказать вредное воздействие на качество атмосферного воздуха, должны предусматриваться меры по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их обезвреживанию в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и другими федеральными органами исполнительной власти.

5. Размещение объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на качество атмосферного воздуха, согласовывается с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды или с его территориальными органами и другими федеральными органами исполнительной власти или с их территориальными органами.

6. При вводе в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности, осуществляющих выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, должно обеспечиваться непревышение технологических нормативов выбросов и (или) предельно допустимых выбросов, предельно допустимых нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух.

В пункте 6 комментируемой статьи устанавливается важное правило, касающееся новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности, осуществляющих выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. При вводе их в эксплуатацию должно обеспечиваться непревышение технических нормативов выбросов и предельно допустимых выбросов, предельно допустимых нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух.

Данное положение адресовано двум субъектам: собственнику (владельцу) объекта и государственным органам, участвующим в процедуре принятия данного объекта в эксплуатацию. Прежде всего, собственнику (владельцу) важно знать о том, что если он не обеспечит строительство объекта в соответствии с требования законодательства об охране атмосферного воздуха, в частности, если не будет обеспечено соблюдение (непревышение) технических нормативов выбросов и предельно допустимых выбросов, предельно допустимых нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух, то объект не будет допущен к эксплуатации.

С другой стороны, ответственность за соблюдение требования этой статьи несут государственные органы, участвующие в процедуре принятия объекта в эксплуатацию. Важно подчеркнуть, что речь идет о юридической ответственности, предусмотренной Уголовным кодексом РФ, Кодексом РФ об административных правонарушениях и другими актами. При принятии решения о вводе предприятия (иного объекта) в эксплуатацию они должны в соответствии с данной статьей проверить, в какой степени на нем обеспечено соблюдение технических нормативов выбросов и предельно допустимых выбросов, предельно допустимых нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух.

7. Запрещаются размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Размещение объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на качество атмосферного воздуха, согласовывается со специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды или с его территориальными органами и другими федеральными органами исполнительной власти или с их территориальными органами.

Данное положение статьи 16 следует оценивать с точки зрения важности вопроса о месте расположения предприятия и иного объекта, деятельность которого связана с вредным воздействием на состояние атмосферного воздуха. При принятии решения о размещении объекта учитываются многие факторы, в том числе господствующее направление ветра в данной местности, наличие других источников загрязнения атмосферного воздуха, сейсмо-, лавиноопасность и другие опасности стихийных бедствий и иное.

Одной из гарантий того, что решение вопроса о размещении объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на качество атмосферного воздуха, согласовывается со специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды или с его территориальными органами и другими федеральными органами исполнительной власти или с их территориальными органами, может служить положение Федерального закона “Об экологической экспертизе” об обязательном представлении на государственную экологическую экспертизу положительных заключений и (или) документов согласований органов федерального надзора и контроля и органов местного самоуправления, получаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке, а также заключений федеральных органов исполнительной власти по объекту государственной экологической экспертизы в случае его рассмотрения указанными органами (ст. 14). При отсутствии таких согласований государственный орган управления организацией и проведением государственной экологической экспертизы не вправе принять на экспертизу документы.

8. Запрещаются проектирование, размещение и строительство объектов хозяйственной и иной деятельности, функционирование которых может привести к неблагоприятным изменениям климата и озонового слоя атмосферы, ухудшению здоровья людей, уничтожению генетического фонда растений и генетического фонда животных, наступлению необратимых последствий для людей и окружающей среды.

Статья 30. Обязанности граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих стационарные источники и передвижные источники

  1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны: согласовывать места строительства объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух, с территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти.

И еще:

  1. При планировании строительства объектов 1 и 2 категорий в рамках оценки воздействия на окружающую среду, также необходимо сделать расчет нормативов допустимых выбросов.
  2. В течении 2 лет после выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию должна быть проведена инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в АВ.

Постановка на учет строящихся объектов (строительных площадок)

Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий (далее – Критерии) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029 (утратил силу с 01 января 2021 г.). В соответствии с указанными Критериями осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности, не указанной в разделе  I, II и IV  разделах Критериев и не соответствующей уровням воздействия на окружающую среду, определенных в IV разделе Критериев, является критерием отнесения объекта НВОС к III категории. В соотвествии с письмом министерства природных ресурсов и экологии  Российской Федерации  от 06 июня 2019 г. № 12-47/12871 до внесения  изменений в нормативные правовые акты  по постановке на учет строящихся объектов (строительных площадок), таким объектам целесообразно присваивать  III категорию.

С  01 января 2021 г. вступило в силу Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий», в котором урегулирован вопрос присвоения категории объектов капитального строительства, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно подпункта 3 пункта 6 раздела III  Критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III  и IV категорий критерий отнесения объектов, оказывающих незначительное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам III категории – осуществление на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду  хозяйственной и (или) иной деятельности по строительству объектов капитального строительства продолжительностью более 6 месяцев.

Согласно пункта 11 раздела IV  Критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III  и IV категорий критерий отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам IV категории – осуществление на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, хозяйственной и (или) иной деятельности по строительству объектов капитального строительства продолжительностью менее 6 месяцев.

Расчет нормативов допустимых выбросов для строящихся объектов

Согласно пункта 5 Приказа Минприроды России от 11.08.2020 N 581 “Об утверждении методики разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух”:

Для планируемых к строительству объектов ОНВ предельно допустимые выбросы рассчитываются при проведении оценки воздействия на окружающую среду.

ПИСЬМО от 15 апреля 2021 г. N 12-50/4954-ОГ “О ПОСТАНОВКЕ НА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ ОБЪЕКТОВ” 

Минприроды России в рамках своей компетенции рассмотрело обращение о постановке на государственный учет объектов, на которых осуществляется деятельность по строительству объектов капитального строительства, и сообщает.
Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее – объектов НВОС), к объектам I, II, III и IV категорий установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2398 (далее – Критерии).
Согласно подпункту 3 пункта 6 Критериев объекты НВОС, на которых осуществляется хозяйственная и (или) иная деятельность по строительству объектов капитального строительства продолжительностью более 6 месяцев, относятся к объектам НВОС III категории.
В соответствии с пунктом 11 Критериев объекты НВОС, на которых осуществляется хозяйственная и (или) иная деятельность по строительству объектов капитального строительства продолжительностью менее 6 месяцев, относятся к объектам НВОС IV категории.

Постановка объектов НВОС на государственный учет осуществляется в порядке, определенном статьями 69 и 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды” (далее – Закон N 7-ФЗ) и Правилами создания и ведения государственного реестра объектов НВОС, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 N 572 (далее – Правила).

В соответствии со статьей 69.2 Закона N 7-ФЗ объекты НВОС подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах НВОС, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

Постановка на государственный учет объектов НВОС осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов НВОС.

Форма заявки о постановке на государственный учет объекта НВОС утверждена приказом Минприроды России от 23.12.2015 N 554. Согласно положениям постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 “О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию” раздел “Проект организации строительства” проектной документации на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения, а также на линейные объекты капитального строительства, должен содержать, в том числе обоснования принятой продолжительности строительства, и для объектов капитального строительства производственного и непроизводственного назначения – календарный план строительства, включая подготовительный период (сроки и последовательность строительства основных и вспомогательных зданий и сооружений, с выделением этапов строительства).

Учитывая изложенное, полагаем, что продолжительность строительства определяется соответствующей проектной документацией на объекты капитального строительства.

Для объектов НВОС, на которых осуществляется деятельность по строительству объектов капитального строительства, в заявке о постановке на учет в качестве даты ввода объекта в эксплуатацию целесообразно указывать дату выдачи разрешения на строительство, а в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется, дату утверждения проектной документации.

Отдельно отмечаем, что после завершения строительства и сдачи объекта в эксплуатацию согласно пункту 29 Правил при актуализации учетных сведений об объекте НВОС на основании поступивших сведений может быть изменена категория объекта в зависимости от уровня негативного воздействия на окружающую среду и (или) может быть принято решение о включении (исключении) объекта в перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.

Пунктом 6 статьи 69.2 Закона N 7-ФЗ определены сведения об объектах НВОС в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями которых сведения об объектах НВОС подлежат актуализации.

Пунктом 7 статьи 69.2 Закона N 7-ФЗ установлен срок предоставления сведений о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте НВОС, реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (места нахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, и об изменении места нахождения объекта НВОС.
Срок предоставления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией иных сведений, указанных в пункте 6 статьи 69.2 Закона N 7-ФЗ, законодательством Российской Федерации не определен.
Дополнительно сообщаем, что деятельность по строительству объекта капитального строительства завершается при получении разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию в соответствии со статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В Интернете появилось письмо- разъяснение по постановке на учет строящихся объектов, можете скачать.

 

 

alt:Постановка на учет строящихся объектов.pdfПостановка на учет строящихся объектов.pdf

Проектирование или строительство объектов централизованных систем водоотведения

Постановлением Правительства РФ от 13.07.2019 N 891 утверждены Правила проведения инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду (далее – Правила).

Инвентаризация сбросов проводится в целях определения перечня загрязняющих веществ, по которым рассчитываются нормативы допустимых сбросов для объектов организации (п. 2 Правил).

Перечень загрязняющих веществ может состоять из всех загрязняющих веществ приложения № 1 Правил, а также загрязняющих веществ, не указанных в приложении № 1 , но содержащихся в сбрасываемых сточных водах и перечисленных в перечне загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды – при условии, что в настоящее время фактический сброс сточных вод в водный объект не осуществляется (проектирование или строительство объектов централизованных систем водоотведения) или осуществляется  менее чем в течение 12 календарных месяцев подряд.

Воздействие при строительстве

Виды воздействия

Строительство любых техногенных сооружений оказывает прямое и косвенное воздействие на все компоненты окружающей природной среды (атмосферный воздух, поверхностные и подземные воды, рельеф, почвенно-растительный покров, животный мир), различающееся по интенсивности влияния.
Намечаемая деятельность при строительстве объекта  может привести к следующим неблагоприятным
последствиям:

  • увеличению антропогенного воздействия на компоненты окружающей среды;
  • измерению условий поверхностного стока;
  • нарушению ландшафта.

Основными видами антропогенного воздействия объекта в период строительства и эксплуатации будут:
– химическое загрязнение – выбросы, сбросы и отходы загрязняющих веществ в газообразном, жидком и твердом состоянии;
– физическое воздействие – шум, нарушение покрова, нарушение залегания пород зон аэрации.
Характер предполагаемого воздействия:
– в период строительства – временный;
– в период эксплуатации – постоянный;
– при аварии в период строительства и эксплуатации – временный (период ликвидации
аварии и ее последствий).

Период строительства

Источниками воздействия на окружающую среду в рассматриваемом случае являются производственные процессы на этапах подготовительных и строительно-монтажных работ по строительству сооружений.
Воздействие выбросов загрязняющих веществ на атмосферный воздух:
Химическое воздействие, оказываемое на воздушный бассейн рассматриваемого района при проведении строительно-монтажных работ, будет заключаться, в основном, в поступлении в него вредных веществ, содержащихся в выхлопных газах строительной техники и транспорта, а так же выбросах, образующихся при проведении сварочных, вскрышных и покрасочных работ.

  1. При строительстве объектов источниками выделения загрязняющих веществ в
    атмосферу являются двигатели внутреннего сгорания строительной техники, автотранспорта.
    Загрязняющие вещества – азота диоксид, азота оксид, серы диоксид, углерода оксид, керосин.
    При проведении сварочных работ происходят выделения следующих веществ: железа оксид,
    марганец и его соединения, азота диоксид, азота оксид, углерода оксид, пыль неорганическая:
    70-20 % SiO2.
  2. Проведение окрасочных работ ведёт к выделению в атмосферу органических соединений – ксилол, толуол, спирты н-бутиловый и этиловый, уайт-спирит, этилцеллозольв, сольвент нафта и взвешенные вещества.
  3. Землеройные работы приведут к выделению взвешенных веществ и пыли неорганической 70-20% SiO2.

Таким образом, основными химическими веществами, загрязняющими атмосферный
воздух в период проведения строительно-монтажных работ будут являться: диоксид серы, окислы азота, оксид углерода, взвешенные вещества (суммарно), марганец и его соединения, углеводороды, сажа и
т.д
Воздействие выбросов загрязняющих веществ, выделяющихся в воздушный бассейн на стадии проведения строительных работ, будет носить, кратковременный и локальный характер. Кратковременность такого воздействия определяется необходимостью выполнения работ определенного вида в установленный
(непродолжительный) срок, а локальность – обуславливается спецификой строительства.
Специфика строительных работ будет проявляться в первую очередь в поочередном выполнении отдельных операций строительства, применении небольшого количества машин и аппаратов, необходимых для выполнения этих операций и относительно короткого времени их выполнения.
Прогноз воздействия на характер землепользования и геологическую среду
Основными видами нарушения геологической среды при механическом воздействии являются уплотнение, изменение рельефа земной поверхности, активизация эрозионных процессов.
К химическим воздействиям на геологическую среду при строительстве относятся возможные загрязнения аварийными разливами ГСМ от строительной техники.
Воздействие на земельные ресурсы в период строительства будет носить локальный (ограничение воздействия пределами отведенного под строительство участка) и временный характер (снятие техногенных нагрузок по окончании строительства благодаря организационно-техническим мероприятиям и благоустройству территории).
Прогноз воздействия на поверхностные и подземные воды
Возможными источниками загрязнения поверхностных и подземных вод при строительстве объекта могут являться:
– неочищенные или недостаточно очищенные бытовые сточные воды;
– нефтезагрязненные дождевые сточные воды;
– аварийные сбросы и переливы сточных вод.

Уровень воздействия проектируемого объекта на состояние поверхностных и подземных вод определяется местоположением площадки, возможностью загрязнения, режимом водопотребления и водоотведения.

Проникновение загрязнителей в поверхностные водные объекты может быть, как прямым (непосредственный сброс в водоемы), так и косвенным (с загрязненным поверхностным стоком, внутрипочвенным стоком, путем аэрогенного загрязнения).
Прямое загрязнение водных объектов в виде регламентированного сброса потенциальных загрязнителей со сточными водами непосредственно в поверхностные водные объекты или на рельеф рекомендуется исключить на всех стадиях реализации проектной документации.
Косвенное загрязнение площади водосбора может происходить путем проникновения
загрязнителей из других сред: с нефтезагрязненным поверхностным стоком с территории площадки; внутрипочвенным стоком загрязненных почвогрунтов.
Воздействие объекта на растительность и животный мир
Если работы выполняются на существующей площадке, оборудованной проездами для техники и подъездными путями. Таким образом, при передвижении транспортной техники в пределах площадки и вне ее, ущерба почвенно-растительному слою и животному миру не наносится, ввиду отсутствия таковых.
Отходы при строительстве
В процессе сноса существующих зданий и сооружений (мусор от сноса и разборки зданий несортированный).
В процессе строительства при земляных работ образуются отходы (демонтированный асфальтобетон, насыпной грунт).
В процессе проведения сварочных работ образуются отходы: остатки и огарки стальных сварочных электродов; шлак сварочный.
В результате не производственной деятельности строительного персонала образуется мусор от бытовых помещений организаций несортированный.
Физические воздействия
Основным физическим фактором воздействия на атмосферный воздух при строительстве будет шумовое давление.
Основными источниками шума в период проведения строительных работ будет строительная техника.
Воздействие объекта при аварийных ситуациях
В строительный период возможны чрезвычайные ситуации, связанные с авариями, вызывающими поражающие факторы для персонала, и с авариями, вызывающими загрязнение окружающей среды.
Основными причинами возникновения аварийных ситуаций в строительный период на объекте являются нарушения технологических процессов, технические ошибки рабочего персонала, нарушения противопожарных правил и правил техники безопасности, стихийные бедствия и т.п.
Возможность внутренних взрывов в дорожно-строительной технике, работающей на
дизельном топливе, крайне мала.
Возможные ошибки рабочего персонала связаны с человеческим фактором:

  • несоблюдение правил техники безопасности,
  • невнимательность,
  • слабая профессиональная подготовка и т.д.

Возможными вариантами аварий в зоне строительства являются:
– опрокидывание дорожно-строительной техники при несоблюдении регламента проведения работ и правил техники безопасности;
– срыв груза при работе подъемных механизмов с возможным травмированием (гибелью) рабочих.
По своим последствиям чрезвычайные ситуации в зоне строительства и на временной базе относятся к категории локальной чрезвычайной ситуации, а проектные аварии – к классу технологических экологических аварий.

Период эксплуатации

Воздействие на атмосферный воздух в период эксплуатации могут оказывать:

  • автотранспорт, передвигающийся по проездам и автостоянкам,
  • дымовые трубы котельных,используемых в качестве источников теплоснабжения,
  • технологическое оборудование, применяемое в производстве.

Воздействия на геологическую среду при эксплуатации объекта
При условии соблюдения всех проектных решений, проектируемые объекты в период эксплуатации в штатном режиме, практически не оказывает негативного воздействия на геологическую среду – территория не подвергается загрязнению.

Движение транспорта следует предусмотреть по проездам с твердым водонепроницаемым покрытием.

Отведение поверхностных стоков следует предусмотреть в централизованные сети ливневой канализации.

Сбор, накопление и временное хранение отходов до момента передачи специализированным предприятиям следует осуществлять в специально отведенных местах, в соответствии с классами опасности, агрегатного состояния и реакционной способности отходов.

Исключить захламление территории.

Предусмотреть регулярную уборку территории.
Воздействия на поверхностные и подземные воды в период эксплуатации.
В период эксплуатации объекта воздействие на поверхностные воды возможно в виде сбросов очищенных сточных вод.
Воздействие на подземные воды заключается в виде добычи подземных вод в целях водоснабжения проектируемого объекта.
Воздействие объекта на растительность и животный мир
Воздействие на растительный и животный мир при эксплуатации проектируемых объектов отсутствует ввиду техногенной освоенности площадки.

Снижение негативного воздействия на окружающую среду при строительстве объекта

Действующие правовые нормы в области экологической безопасности требуют, чтобы система природоохранных мероприятий при строительстве объектов обеспечивала:

  1.  соблюдение предельно-допустимых норм химических, физических, биологических и
    механических воздействий на окружающую среду и персонал при строительстве;
  2. соблюдение требований к использованию компонентов природной среды;
  3.  выполнение требований к проектным решениям по уменьшению (предотвращению) вредного воздействия на окружающую среду при ведении работ по строительству;
  4. соблюдение требований к составу и условиям применения экологически опасных материалов, их хранению и транспортировке;
  5. выполнение требований к производственному экологическому контролю и мониторингу окружающей среды;
  6. выполнение санитарно-гигиенических требований к оборудованию, материалам, условиям труда.

Для предотвращения и сведения к минимуму загрязнения окружающей среды, необходимо соблюдение жестких требований соответствующих законов и норм.

При проектировании необходим выбор оптимального планировочного решения с позиции влияния
на формирование благоприятной окружающей среды.

Рекомендации по снижению воздействия на атмосферный воздух

С целью снижения уровня химического и пылевого загрязнения воздушной среды строительно-монтажной и транспортной техникой во время проведения строительно–монтажных работ должен строго соблюдаться регламент проведения работ, контролироваться уровень качества и расход горюче-смазочных материалов.
Техника при выпуске на линию должна проходить контроль токсичности и дымности выхлопных газов на специальных контрольных пунктах.
При строительстве необходимо учитывать условия аэрации, рассеивания вредных примесей, акустического дискомфорта во избежание причинений неудобства проживающему населению.
Основные мероприятия по охране атмосферного воздуха направлены на обеспечение соблюдения нормативов качества воздуха рабочей зоны и сокращение вредных выбросов в атмосферу до нормативного уровня от всех источников загрязнения на всех стадиях работ.
Основными мероприятиями по охране атмосферного воздуха в период строительства являются:

  • контроль токсичности и дымности отработавших газов автомашин и спецтехники;
  • предотвращение утечек ГСМ.

В технических и технологических решениях необходимо предусмотреть   расчетные параметры оборудования, арматуры с учетом обеспечения их безаварийной эксплуатации.

Для снижения выбросов в атмосферный воздух необходимо предусмотреть технические мероприятия, позволяющие сократить количество выбросов загрязняющих веществ в атмосферу:

  • использование герметичного оборудования;
  • соблюдение норм технологического режима;
  • проведение производственного аналитического контроля за содержанием загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.

С целью уменьшения загрязнения атмосферного воздуха вредными веществами, выбрасываемыми двигателями внутреннего сгорания строительной и транспортной техники, рекомендуется проведение следующих мероприятий:

  • комплектация парка техники строительными машинами с силовыми установками, обеспечивающими минимальные удельные выбросы загрязняющих веществ в атмосферу;
  • запрет на оставление техники, не задействованной в технологии строительства с работающими двигателями в ночное время;
  • движение транспорта по запланированной схеме, недопущение неконтролируемых поездок;
  • запрещение сжигания на территории строительной площадки и за ее пределами отходов;
  •  соблюдение правил противопожарной безопасности при выполнении всех работ.

Рекомендации по снижению воздействия на грунты 

В целях охраны и рационального использования земельных ресурсов при производстве любых строительно-монтажных работ необходимо рационально использовать земельные ресурсы.

Снижение землеемкости в проекте достигается за счет компактного размещения временных зданий и сооружений.
Сбор отходов необходимо производить в специальные контейнеры с целью недопущения захламления строительной зоны отходами и содержания территории в надлежащем санитарном состоянии.

Бытовой мусор несортированный нужно регулярно вывозиться на санкционированную свалку.

При работе техники и механизмов необходимо исключить возможность загрязнения нефтепродуктами земель.

При аварийном разливе нефтепродуктов очаг загрязнения локализуется, а загрязненный грунт подвергается переработке.

Проведение технического обслуживания и планового ремонта техники и механизмов в зоне проведения работ и мойка технических средств запрещаются.

Рекомендации по снижению воздействия на поверхностные и подземные воды

В целях минимизации негативного влияния аварийных ситуаций необходимо предусмотреть комплекс мер предупредительного и ликвидационного характера.

Для уменьшения негативного воздействия проектируемых строительно-монтажных работ на гидросферу предусмотрен ряд организационных мероприятий:

  • оснащение рабочих мест инвентарными контейнерами для бытовых и строительных отходов;
  • подготовка площадки для складирования отходов;
  • организация сбора отходов в контейнеры с последующим вывозом производственных отходов в специально отведенные места;
  • техническое обслуживание и заправка машин и механизмов производится на специализированных базах;
  • согласованные действия строительного и эксплуатационного персонала и оперативное руководство работами.

На время проведения строительно-монтажных работ обустраиваются временные лотки для сбора стоков с площадки проведения работ со сбросом отводимых загрязненных вод в существующую систему промливневой канализации.
Противоаварийные мероприятия содержат:

  1. комплекс мер по предупреждению коррозии производственного оборудования, повреждение которого может привести к загрязнению объектов окружающей среды;
  2. запрет на применение веществ, для которых не установлены ПДК для поверхностных водных объектов;
  3. возможность автоматической остановки перекачивающих насосов в случае понижения или превышения в системах давления, установленного технологическим регламентом.

Рекомендации по охране и рациональному использованию земельных ресурсов

Для выполнения работ, площадку следует оборудовать проездами для техники. Таким образом, при передвижении транспортной техники в пределах площадки и вне ее, ущерба почвенно-растительному слою не наносится.

Проектом следует предусмотреть следующие мероприятия по сокращению негативного воздействия на геологическую среду:

  • все работы проводятся в пределах строительной площадки;
  • оснащение рабочих мест и времянок инвентарными контейнерами для бытовых и строительных отходов;
  • запрещение использования неисправных, пожароопасных транспортных и строительно-монтажных средств;
  • использование машин и механизмов с наименьшим удельным давлением ходовой части на грунт;
  • завершение работ благоустройством территории.

Рекомендации при обращении с отходами производства и потребления

Складирование отходов осуществляется в условиях, исключающих загрязнение окружающей среды. Места накопления и способы хранения отходов обеспечивают:

  • отсутствие влияния размещаемого отхода на окружающую среду;
  • предотвращение потери отходом свойств вторичного сырья в результате неправильного сбора и хранения;
  • недопущение замусоривания территории;
  • удобство вывоза отходов.

Временное накопление отходов производиться на специально оборудованных площадках с твердым покрытием и эффективной защитой от ветра и атмосферных осадков. Вывоз отходов производится по договору и графику автомашинами специализированной службы. Раздельное накопление отходов различных классов опасности создает условия для их утилизации. К площадкам сбора мусора обеспечивается подъезд мусоровозной машины. Перед транспортировкой проверяется затаривание отходов с целью исключения пыления, разливов и других потерь по пути следования и загрязнения окружающей среды.

Соблюдение правил техники безопасности и экологической безопасности при хранении отходов предусматривается следующим образом – отходы потребления и приравненные к ним нетоксичные отходы хранятся в металлических контейнерах на асфальтированной площадке с обеспечением подъезда автотранспорта для дальнейшей транспортировки их на полигон.

Для исключения возникновения аварийных ситуаций необходимо оборудовать все контейнеры для горючих и пылящих отходов крышками, исключить попадание открытого огня на площадки временного хранения отходов. Все емкости должны быть плотно закрыты.

Сыпучие отходы, хранящиеся навалом, должны быть накрыты или ограждены для предотвращения воздействия ветра (пыление, разнос).

Не допускается:

  • поступление обтирочного материала, загрязненного нефтепродуктами, в контейнеры для мусора от бытовых помещений либо других видов отходов;
  • поступление посторонних предметов в контейнеры для сбора обтирочного материала, загрязненного маслами.

Рабочий персонал должен быть обучен сбору, сортировке, обработке и хранению отходов.

Предусмотренная проектом система сбора и временного накопления отходов исключает загрязнение территории предприятия и окружающей среды за его пределами.
При проведении строительно-монтажных работ используются технологические процессы, базирующиеся на принципе максимального использования сырьевых материалов и оборудования, что обеспечит образование минимальных количеств отходов. Все виды отходов складируются и вывозятся в специально отведенные места.

Запрещено:

  • поступление в контейнеры для ТБО отходов, не разрешенных к приему на полигоны ТБО, отходов 1 и 2 класса опасности;
  • использование ТБО на подсыпку дорог, стройплощадок и т.п.;
  • переполнение контейнеров (должен быть обеспечен своевременный вывоз ТБО).

Площадки для временного накопления отходов должны быть оборудованы таким образом, чтобы свести к минимуму загрязнение окружающей среды.

При сборе отходов должна производиться их сортировка по классам токсичности, консистенции, направлениям использования. Место и способ хранения отходов должны гарантировать сведение к
минимуму риска возгорания отходов, недопущение замусоривания территории, удобство
вывоза отходов.
Предусмотренные меры по обеспечению условий временного накопления отходов
должны соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства.

Организация производственного экологического контроля на строящемся объекте

Согласно требованиям действующих нормативных документов предложения по организации производственного экологического контроля включают перечень контролируемых показателей качества основных компонентов природной среды (воздух, вода), периодичность и частоту отбора проб, местоположение пунктов отбора проб, методики контроля состояния биоресурсов в районе ведения работ.

Требования к приборам и устройствам для отбора, первичной обработки и хранения проб изложены в ГОСТ 17.1.5.04-81.
Средства измерений, используемые в процессе осуществления контроля, должны быть откалиброваны и сертифицированы.
Методики выполнения измерений должны быть аттестованы, а их использование согласовано с уполномоченных государственными органами в области экологического контроля.

Перед началом работ подрядчик разрабатывает «Программу экологического мониторинга» на период строительно-монтажных работ в соответствии с РД-13.020.00-КТН384-09.

Подрядная организация должна согласовать разработанную «Программу экологического мониторинга» на период строительно-монтажных работ. Отбор и анализ проб должна проводить специализированная организация, имеющая лицензию на данный вид деятельности.
При проведении строительно-монтажных работ осуществляется контроль за выполнением норм и правил обращения с отходами; за не превышением установленных лимитов на природопользование.

Ответственность за проведение мониторинга окружающей среды в период проведения строительно-монтажных работ возлагается на подрядную организацию. Мероприятия по охране окружающей среды на всех этапах проведения строительно-монтажных работ должны быть учтены подрядной организацией при разработке проекта производства работ.
Строительная организация несет ответственность за соблюдение проектных решений по охране окружающей среды в соответствии с действующим законодательством.
Ответственность за соблюдением мероприятий по охране почв, подземных и поверхностных вод, своевременным сбором и вывозом отходов возлагается на строителя-подрядчика.
Шумовое воздействие
Мониторинг шумового воздействия проводится в пределах зоны потенциального воздействия действующих источников шума, в ближайшей жилой зоне.
Замеры уровня шума производятся в соответствии с ГОСТ 23337-78 «Шум. Методы измерения шума на селитебной территории и в помещениях жилых и общественных зданий».  Согласно ГОСТ измерения необходимо выполнять как в дневной, так и в ночной периоды суток. Продолжительность каждого измерения должна составлять не менее 30 мин.
Атмосферный воздух
Мониторинг атмосферного воздуха предназначен для определения степени воздействия строящегося объекта на состояние атмосферного воздуха и определения его соответствия установленным гигиеническим нормативам (предельно допустимым концентрациям, ориентировочным безопасным уровням воздействия) в соответствии с требованиями СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических)
мероприятий».
В период строительства мониторинг атмосферного воздуха осуществляется на маршрутных постах – в соответствии с ГОСТ 17.2.3.01-86 «Охрана природы. Атмосфера»,  РД 52.04.186-89 «Руководство по
контролю загрязнения атмосферы» в населенных пунктах, расположенных в непосредственной близости к строительству.
Измерения концентраций ЗВ проводятся на высоте 1,5-3,5 м от поверхности земли.
Регистрируемые концентрации приводятся к 20-ти минутному интервалу.
Наблюдаемые параметры и периодичность контроля
Во время проведения строительных работ уровень загрязнения атмосферного воздуха определяется методом эпизодического обследования на маршрутных постах по полной программе (в соответствии с ГОСТ 17.2.3.01-86 «Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных пунктов», РД 52.04.186-89 «Руководство по контролю загрязнения атмосферы»).
Отбор проб производится 4 раза в сутки: в 01, 07, 13, 19 часов местного времени.
Перечень наблюдаемых параметров в период строительства и пуско-наладочных работ определяется на основании данных расчета концентраций вредных (загрязняющих) веществ в приземном слое атмосферного воздуха.

При проведении мониторинга в период строительства в атмосферном воздухе контролируются следующие параметры:

  • концентрации вредных (загрязняющих) веществ (оксид углерода, бензол, диоксид азота, диоксид серы, взвешенные вещества, сумма углеводородов);
  • метеорологические параметры (температура, влажность, скорость и направление ветра, атмосферное давление).

Полученные средние значения концентраций вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе за год сравниваются со среднесуточными ПДК соответствующих ЗВ.
Полученные значения концентраций вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе сравниваются с максимально разовыми ПДК соответствующих ЗВ.
Измерение метеорологических параметров осуществляется в ходе проведения регистрации концентраций загрязняющих веществ. Продолжительность метеорологических наблюдений составляет 10 минут.
Методы отбора проб, полевых и лабораторных исследований
Отбор и анализ проб воздуха, измерение метеорологических параметров осуществляется согласно требованиям и рекомендациям ГОСТ 17.2.3.01-86 «Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных пунктов», РД 52.04.186-89 «Руководство по контролю загрязнения атмосферы», «Наставлениям гидрометеорологическим станциям и постам» (выпуск 3, часть 1. Гидрометеоиздат, 1985г.).
Технические средства, используемые для отбора проб воздуха, должны удовлетворять требованиям ГОСТ Р 51245-99, РД 52.04.186-89 «Руководство по контролю загрязнения атмосферы».
Метрологическое обеспечение контроля атмосферного воздуха должно отвечать требованиям ГОСТ Р 8.589-2001 «Государственная система обеспечения единства измерений. Контроль загрязнения окружающей природной среды. Метрологическое обеспечение. Основные положения».
Для определения концентраций ЗВ в атмосферном воздухе инструментально-лабораторными методами должны использоваться методики, отвечающие требованиям ГОСТ Р 8.563-96 «Государственная система обеспечения единства измерений. Методики выполнения измерений», ПР 50.2.002-94 «Порядок осуществления государственного метрологического надзора за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованных методиками выполнения измерений, эталонами и соблюдением
метрологических правил и норм».

РДС 82-202-96. Правила разработки и применения нормативов трудноустранимых потерь и отходов материалов в строительстве

alt:отходы от строительства.pdfотходы от строительства.pdf

Людмила Лисичникова
Оцените автора
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
EcoProverka.ru
Добавить комментарий

Пример HTML-страницы