Пример HTML-страницы

Постановка на учет объектов НВОС – разъяснения РПН

Все по постановке на учет ОНВОС и актуализации сведений читаем здесь.

Нашла разъяснения Росприроднадзору по вопросу постановки на учет объектов НВОС.

Несмотря на то, что Постановление Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1029 “Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий” утратит силу с 01.01.2021 – кое-что останется актуальным.

 ИНФОРМАЦИЯ О ПОРЯДКЕ И ОСОБЕННОСТЯХ

ПОСТАНОВКИ ОБЪЕКТОВ, ОКАЗЫВАЮЩИХ НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ

НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ, НА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ

Содержание
  1. Общие положения
  2. Об изменениях законодательства в части государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее – объект НВОС)
  3.  Подготовка и направление заявки о постановке на учет объектов НВОС
  4. О проверке сведений, представленных в заявке о постановке на учет объектов НВОС
  5.  Об определении объекта НВОС и его категории
  6. Что не является объектом НВОС?
  7. О постановке строящихся объектов на государственный учет как объектов НВОС
  8. Об уровне поднадзорности
  9. Некоторые вопросы категорирования объектов НВОС по Критериям N 1029
  10. О применении подп. “а” п. 6 Критериев № 1029
  11. Данные о выбросах, сбросах, отходах – разрешения или факт?
  12. О представлении данных об источниках сбросов (в том числе осуществляемых на водосборные площади)
  13. По вопросу использования воды на бытовые нужды
  14. По вопросу представления сведений о размещении отходов собственных и сторонних организаций или только собственных.
  15. О заполнении п. 5 раздела 4 формы Заявки – программа мониторинга
  16. Постановка на учет объектов НВОС, связанных с недропользованием
  17.  Постановка на учет объектов НВОС морских объектов
  18. Постановка на учет объектов НВОС морских портов
  19.  Об указании географических координат
  20.  Наилучшая доступная технология
  21. Постановка на учет объектов НВОС в личном кабинете
  22. Постановка на учет объектов НВОС в модуле природопользователя
  23. Письмо Минприроды России от 07.07.2021 N 12-50/9403-ОГ “О постановке объектов НВОС на государственный учет”
  24. Письмо Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 19 марта 2021 г. N 25-50/3390-ОГ “О рассмотрении обращения по вопросам, связанным с постановкой объектов НВОС на государственный учет”
  25. ПИСЬМО от 15 апреля 2021 г. N 12-50/4954-ОГ “О ПОСТАНОВКЕ НА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ ОБЪЕКТОВ”

Общие положения

Перечень нормативных правовых актов, регламентирующих проведение государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду:

ст. 4.2, 69, 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ “Об охране окружающей среды” (далее – Закон № 7-ФЗ);

ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “Об охране окружающей среды” и отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее – Закон № 219-ФЗ);

постановление Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 № 572 “Об утверждении Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду” (далее – Правила);

постановлениемПравительства РФ от 31.12.2020 N 2398 “Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий”;

постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 № 903 “Об утверждении критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору”;

приказ Минприроды России от 23.12.2015 № 554 “Об утверждении формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью”;

приказ Минприроды России от 23.12.2015 № 553 “Об утверждении порядка формирования кодов объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и присвоения их соответствующим объектам”.

Ведомственные акты Росприроднадзора:

приказ Росприроднадзора от 24.11.2016 № 755 “Об определении лиц, ответственных за включение сведений в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору”;

приказ Росприроднадзора от 24.11.2016 № 756 “Об исполнении постановления Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 № 572” (вместе с методическими рекомендациями по заполнению формы заявки о постановке объекта, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденной приказом Минприроды России от 23.12.2016 № 554. С использованием программно-технического обеспечения учета данных объектов);

распоряжение Росприроднадзора от 07.12.2016 № 28-р “О постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, относящихся к режимным и особо важным объектам”.

Об изменениях законодательства в части государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее – объект НВОС)

Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды” и отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее – Закон № 219) внесены изменения в Закон № 7-ФЗ в части, касающейся учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

постановка на учет ОНВОС

В соответствии с п. 1 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ:

“1. Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией” (с 1 января 2015 года согласно Закону № 219-ФЗ).

Согласно статье 11 Закона № 219-ФЗ со дня вступления в силу данного Федерального закона (т.е. с 1 января 2015 г.) в течение двух лет юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, обязаны поставить на государственный учет принадлежащие им на установленном законом праве объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в порядке, установленном статьей 69.2 Закона № 7-ФЗ.

Таким образом, юридические лица, индивидуальные предприниматели должны поставить на государственный учет именно те объекты НВОС, на которых они осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность. Для принятия решения о юридическом лице, индивидуальном предпринимателе, которое обязано поставить объект НВОС на государственный учет, необходимо, в том числе, руководствоваться информацией, регистрируемой в Едином государственном реестре прав (в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”) и содержащейся в лицензиях, выданных для реализации хозяйственной и иной деятельности на объекте НВОС.

Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов НВОС влечет в соответствии со ст. 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.

 Подготовка и направление заявки о постановке на учет объектов НВОС

Заявка готовится на каждый объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду и эксплуатируемый юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (п. 18 Правил).

Форма Заявки утверждена приказом Минприроды России от 23.12.2015 № 554 “Об утверждении формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью”.

постановка на учет ОНВОС - схема

При подготовке Заявки юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учитываются Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий (далее – Критерии № 1029), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029, и Критерии определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору (Критерии № 903), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 № 903.

Заявка представляется в установленном Правилами порядке в территориальный орган Росприроднадзора или уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации – по месту нахождения объекта:

  • в территориальный орган Росприроднадзора – по объекту, подлежащему федеральному государственному экологическому надзору, соответствующему I категории объектов НВОС согласно Критериям N 1029, и/или критериям определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 N 903;
  • органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации – по объекту НВОС, подлежащему региональному государственному экологическому надзору.

Рассмотрение заявок центральным аппаратом Росприроднадзора законодательством не предусмотрено.

Методические рекомендации по заполнению формы заявки о постановке объектов НВОС на учет в электронном виде утверждены приказом от 24.11.2016 N 756.

В случае отсутствия у юридического лица, индивидуального предпринимателя технической возможности представления заявки в электронном виде, заявки могут быть направлены посредством почтового отправления с описью вложения и уведомлением о получении, при этом исчисление сроков рассмотрения таких заявок ведется с даты регистрации поступления заявки в территориальный орган Росприроднадзора или уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Отказы в приеме заявок, поступивших по почте или нарочно на бумажных носителях, недопустимо.

При этом обязанность по внесению сведений из заявок, поступивших на бумажном носителе, в ГИС возлагается на сотрудников территориальных органов Росприроднадзора и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Заявку о постановке объекта на учет, сведения и документы, представляемые для актуализации учетных сведений об объекте или снятия объекта с государственного учета, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, направляют в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования посредством почтового отправления с описью вложения и уведомлением о получении или в электронном виде посредством заполнения электронного средства формирования заявки с использованием федеральной государственной информационной системы “Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)” или официального сайта Службы в сети “Интернет”.

В настоящее время это происходит в личном кабинете природопользователя.

Для любой работы в личном кабинете природопользователя (актуализация сведений по объекту НВОС, постановке на учет и снятия его с учета), необходимо:

1. чтобы организация имела подтвержденную учетную запись на Гос. услугах как юридическое лицо/индивидуальный предприниматель;

2. чтобы специалист, выполняющий действия в личном кабинете природопользователя имел подтвержденную учетную запись на Гос. услугах как физическое лицо;

3. организации подключить специалиста в качестве сотрудника на Гос. услугах (необходимы следующие документы: паспорт, СНИЛС, эл.почта и договор на оказание услуг);

4. на Гос. услугах у организации сделать доступ к личному кабинету природопользователя  и добавить к доступу прикрепленного к организации сотрудника;

5. сотруднику авторизоваться в личном кабинете природопользователя.

О проверке сведений, представленных в заявке о постановке на учет объектов НВОС

В соответствии с пунктом 17 Правил основанием для включения объектов НВОС в государственный реестр является заявка, оформленная по установленной Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации форме и содержащая сведения для внесения в государственный реестр, указанные в подпунктах “а” – “и”, “м”, “н” и “п” п. 5 Правил.

Согласно пункту 20 Правил основанием для отказа в постановке на государственный учет объектов является отсутствие в составе заявки сведений, указанных в пункте 17 (подпункты “а” – “и”, “м”, “н” и “п” п. 5) Правил.

Таким образом, проверка представления в заявке данных, предусмотренных в подпунктах “а” – “и”, “м”, “н” и “п” п. 5 Правил, обязательна.

В соответствии с пунктом 1 статьи 69 Закона N 7-ФЗ государственный учет объектов НВОС осуществляется в целях получения достоверной информации о таких объектах. В этой связи, если в ходе рассмотрения заявки выявлен факт представления сведений, недостаточных для включения в государственный реестр, такой факт рассматривается как непредставление сведений, подлежащих включению в реестр, и соответственно, как основание для отказа в постановке объекта НВОС на государственный учет.

Учитывая, что представление сведений о местонахождении объекта НВОС и координат источников выбросов/сбросов данного объекта НВОС предусмотрено подпунктами “б”, “д” и “ж” п. 5 Правил и являются обязательными к представлению, в случае, если юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем сведения о координатах объекта НВОС (площадных и линейных) представлены в недостаточном количестве (например, площадной объект представлен двумя точками) или непоследовательно и не позволяют установить форму или границы объекта НВОС, такие данные следует считать непредставленными в заявке.

В случае, если юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем представлены сведения о координатах источников негативного воздействия, которые территориально не совпадают с координатами объекта НВОС (погрешность указания координат превышает 100 м), или предоставлены координаты объекта НВОС, которые территориально не совпадают с адресом местонахождения объекта, такие данные следует считать также непредставленными в заявке.

В указанных случаях, территориальный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации направляет юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю уведомление с указанием причин отказа в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки.

 Об определении объекта НВОС и его категории

 Объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, – “объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков” (ст. 1 Закона N 7-ФЗ).

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, обязаны поставить на государственный учет эксплуатируемые ими и принадлежащие им на установленном законом праве объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в порядке, установленном статьей 69.2 Закона N 7-ФЗ.

Таким образом, юридические лица, индивидуальные предприниматели должны поставить на государственный учет именно те объекты НВОС, на которых они осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность. Для принятия решения о юридическом лице, индивидуальном предпринимателе, которое обязано поставить объект НВОС на государственный учет, необходимо, в том числе, руководствоваться информацией, регистрируемой в Едином государственном реестре прав (в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”) и содержащейся в лицензиях, выданных для реализации хозяйственной и иной деятельности на объекте НВОС.

Объект НВОС может включать несколько источников негативного воздействия (в т.ч. источники выбросов, сбросов, площадки размещения отходов) и должен удовлетворять требованию территориальной связанности. В случае, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность на 2 и более производственных территориях, удаленных друг от друга на значительное расстояние (в том числе находящихся в разных муниципальных образованиях) и не связанных трубопроводами, железными дорогами или иначе (технически), необходимо ставить на государственный учет два и более производственных объектов с соответствующим представлением заявки на каждый объект.

Согласно п. 19 Правил, в случае если объект расположен в пределах территории 2 и более субъектов Российской Федерации, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, осуществляющие на данном объекте хозяйственную и (или) иную деятельность, направляют заявку о постановке объекта на учет в один из территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации согласно их компетенции по месту размещения такого объекта по своему усмотрению.

Вместе с тем, при постановке на учет объектов НВОС (особенно линейных) Росприроднадзор рекомендует определять границы объекта НВОС в рамках муниципальных образований, а не субъектов Российской Федерации в целом.

Что не является объектом НВОС?

Необходимо отметить, что в соответствии с данными выше определениями имеющиеся на балансе организации отдельные единицы оборудования не могут рассматриваться в качестве самостоятельных объектов НВОС. Земельные участки к объектам НВОС также не относятся.

В случае, если объект не соответствует Критериям отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029 (далее – Критерии № 1029), такой объект не является объектом НВОС и не подлежит постановке на государственный учет в соответствии с положениями ст. 69 Закона N 7-ФЗ.

Одновременно Росприроднадзор уведомляет, что вопросы исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду не связаны напрямую с определением объекта НВОС, поэтому подготовка соответствующих отчетов и внесение платы осуществляется в соответствии с п. 1 ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ и требованиями Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления”.

О постановке строящихся объектов на государственный учет как объектов НВОС

В соответствии с действующим законодательством объекты капитального строительства подлежат постановке на государственный учет после их ввода в эксплуатацию.

Минприроды России обращает внимание, что при строительстве объектов необходимо соблюдение установленных законодательством природоохранных требований, включая получение разрешительной документации в области обращения с отходами и в случае осуществления выбросов, сбросов в окружающую среду, а также выполнение предусмотренных проектной документацией природоохранных мероприятий (письмо Минприроды России от 28.10.2016 N 12-50/8692-ОГ, размещено в системе Консультант Плюс).

По вопросу постановки на учет строящихся объектов и объектов, не введенных в эксплуатацию, необходимо обратить внимание, что внесение в реестр строящихся объектов и объектов, не введенных в эксплуатацию, не предусмотрено (письмо Росприроднадзора от 31.10.2016 N АС-09-00-36/22354 “О ведении государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду”, размещено в системе Консультант Плюс).

Новыми критериями уже предусмотрено….

Об уровне поднадзорности

Уровень поднадзорности объекта НВОС (федеральный или региональный), определяется согласно Критериям № 903.

Таким образом, объект, относящийся к IV категории объекта НВОС (согласно Критериям N 1029), но соответствующий хотя бы одному из Критериев № 903, является объектом федерального государственного экологического надзора и подлежит постановке на государственный учет соответствующим территориальным органом Росприроднадзора. Исключение составляет соответствие объекта пункту 3″б” Критериев № 903, так как объектом земельных отношений является собственно земельный участок, который не является объектом НВОС (см. выше).

Учитывая, что Постановление № 903 имеет большую юридическую силу, чем приказы Минприроды России об утверждении перечней объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащие федеральному государственному надзору, при определении органа исполнительной власти, уполномоченного на постановку на учет объектов НВОС, необходимо руководствоваться именно Постановлением № 903.

Обращаем внимание, что категорирование и определение уровня поднадзорности предусмотрено для объектов НВОС, а не для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в целом. В связи с изложенным, одним юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем могут эксплуатироваться объекты НВОС разного уровня надзора и разных категорий.

Некоторые вопросы категорирования объектов НВОС по Критериям N 1029

В соответствии с п. 24 Правил: “В случае если объект соответствует нескольким критериям, на основании которых он может быть отнесен одновременно к объектам I, II, III и (или) IV категории, объекту присваивается категория, соответствующая категории по наибольшему уровню негативного воздействия на окружающую среду”.

Определение категории объекта НВОС осуществляется при его постановке юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем на государственный учет в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в порядке, установленном Законом № 7-ФЗ (статьи 69 и 69.2) и Правилами. Категория может быть изменена на этапе рассмотрения заявки.

Учитывая, что объекты НВОС III-ей категории в соответствии с положениями Законом № 7-ФЗ представляют большую опасность для окружающей среды, чем объекты IV-ой категории, признаком отнесения объекта к III-ей категории является превышение уровней негативного воздействия, указанных в разделе IV Критериев.

О применении подп. “а” п. 6 Критериев № 1029

Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды (далее – Перечень ЗВ), утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 № 1316-р.

Классы опасности загрязняющих веществ установлены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.05.2003 № 114 “О введении в действие ГН 2.1.6.1338-03”, в том числе для бенз/а/пирена установлен I класс опасности.

Данное загрязняющее вещество образуется при сгорании углеводородного жидкого, твердого и газообразного топлива, таким образом, в случае эксплуатации юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем отопительного котла минимальной мощности, несмотря на отсутствие на объекте иных источников выбросов и сбросов, данный объект соответствует III категории объекта НВОС Критериев № 1029.

Вместе с тем уровень негативного воздействия на окружающую среду от такого объекта НВОС может равняться или быть ниже, чем у объектов IV категории, в связи с изложенным присвоение таким объектам III категории объектов НВОС будет противоречить положениям статьи 4.2 Закона № 7-ФЗ.

Данные о выбросах, сбросах, отходах – разрешения или факт?

В связи с необходимостью наличия в государственном реестре объектов негативного воздействия на окружающую среду достоверных данных Росприроднадзор полагает, при заполнении сведений в форме Заявки в части указания фактических данных по выбросам (за исключением радиоактивных загрязняющих веществ), сбросам, отходам могут использоваться данные:

– федерального статистического наблюдения по формам № 2-ТП (воздух), № 2-ТП (водхоз) и № 2-ТП (отходы);

производственного экологического контроля;

отчетности по плате за негативное воздействие на окружающую среду.

О представлении данных об источниках сбросов (в том числе осуществляемых на водосборные площади)

Сброс на рельеф местности:

Пунктом 3 раздела II Заявки предусмотрено представление сведений о выпусках и сбросах сточных вод. Вместе с тем, данный Заявкой не предусмотрено указание данных об осуществлении выпусках и сбросах сточных вод на водосборные площади (рельеф местности).

В связи с изложенным, полагаем возможным в строке “наименование” (для заявок в электронном виде) или в строке “порядковый номер источника сброса” ставить пометку “водосборная площадь”, а также считаем необходимым сообщить следующее.

Положениями статьи 23 Закона N 7-ФЗ определено, что допускается производить сбросы различных загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых сбросов, на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

В настоящее время методика установления и порядок утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов на водосборные площади не разработаны, в связи с чем не установлен и порядок выдачи разрешений на сброс веществ и микроорганизмов на водосборные площади.

В связи с отсутствием нормативно-правового регулирования территориальные органы Росприроднадзора не выдают разрешения на сбросы веществ и микроорганизмов на водосборные площади.

В то же время в соответствии со статьей 16 Закона № 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду отнесены как сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты, так и на водосборные площади. При отсутствии разрешения плата за сброс исчисляется как за сверхлимитное воздействие на окружающую среду.

Пунктом 6 Критериев № 1029 предусмотрено отнесение объекта НВОС к IV категории в случае одновременного удовлетворения следующим критериям:

а) наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год, при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ;

б) отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.

Таким образом, в случае наличия на объекте НВОС сброса загрязняющих веществ в составе сточных вод на водосборные площади – объекту НВОС присваивается III категория.

По вопросу использования воды на бытовые нужды

Понятие использования вод для бытовых нужд в законодательстве об охране окружающей среды не установлено, вместе с тем, при определении данного термина возможно руководствоваться законодательством о водоснабжении и водоотведении. Так, в п. 18 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ “О водоснабжении и водоотведении” определено понятие питьевой воды (вода, за исключением бутилированной питьевой воды, предназначенная для питья, приготовления пищи и других хозяйственно-бытовых нужд населения, а также для производства пищевой продукции).

В п. 116 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 (далее – Правила-644), установлено, что абоненты (физические и юридические лица, заключившие договор водоотведения) обязаны иметь и надлежащим образом эксплуатировать локальные очистные сооружения и обеспечивать предварительную очистку сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, в случае, если абоненты отнесены к определенным Правительством Российской Федерации категориям абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, или на объектах абонентов осуществляются производственные процессы по перечню согласно приложению № 4 к Правилам-644.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2013 № 230 “О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов” к абонентам, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов, относятся юридические лица, которые заключили или обязаны заключить договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения, осуществляют деятельность, связанную с производством, переработкой продукции, и которым принадлежат на праве собственности или на ином законном основании канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения. При этом среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод с указанных объектов составляет более 200 куб. метров в сутки суммарно по всем выпускам в одну централизованную систему водоотведения.

В приложении 4 к Правилам-644 содержится перечень производственных процессов, при осуществлении которых абонент обязан иметь локальные очистные сооружения и осуществлять сброс в централизованную систему водоотведения сточных вод, прошедших предварительную очистку. К таким процессам, в том числе, относятся машиностроение, гальваническое производство, производство строительных материалов и конструкций, отдельные виды пищевого производства и другие процессы.

В случае если хозяйствующий субъект относится к категории абонентов, для которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов, либо осуществляет деятельность, указанную в приложении 4 к Правилам-644, и обязан, таким образом, иметь локальные очистные сооружения, использование вод таким субъектом не является использованием вод для бытовых нужд.

Соответственно, если абонент осуществляет использование вод не только для бытовых нужд, то он не соответствует уровню воздействия на окружающую среду, указанному в пп. “б” п. 6 Критериев N 1029, и, таким образом, на основании п. 5 Критериев, подлежит отнесению к III категории.

Следует обратить внимание, что наличие на объекте стационарных источников выбросов является обязательным признаком объекта НВОС IV категории. Таким образом, в случае если на объекте отсутствуют стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, отсутствуют сбросы в системы водоотведения загрязняющих веществ в результате использования вод не для бытовых нужд и не осуществляются виды деятельности, указанные в п. п. 1 – 4, 7, 8 Критериев N 1029, такой объект не подлежит постановке на учет в качестве объекта НВОС.

По вопросу представления сведений о размещении отходов собственных и сторонних организаций или только собственных.

В соответствии с п. 1 ст. 69.2 Закон № 7-ФЗ:

“1. Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией”.

Таким образом, юридические лица, индивидуальные предприниматели должны поставить на государственный учет именно те объекты НВОС, на которых они осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность, в том числе посредством размещения отходов собственного производства или принимаемых от сторонних организаций отходов для размещения на собственной территории.

В форме Заявки в части, касающейся сведений об отходах, предусмотрено указание сведений только о размещении отходов (раздел II “Сведения о воздействии объекта на окружающую среду”, п. 4 “Сведения о размещении отходов производства и потребления (для каждого объекта размещения отходов)”, раздел III “Сведения о разрешительных документах (прохождении необходимых процедур) в области охраны окружающей среды”, “Утвержденный лимит размещения отходов (реквизиты документа, орган выдавший, срок действия)”).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления” под размещением отходов понимается “хранение и захоронение отходов” (далее – Закон № 89-ФЗ).

При этом “хранение отходов – складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения”, а “захоронение отходов – изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду”. К объектам размещения отходов согласно данной статье относятся – “специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов”; к объектам захоронения отходов – “предоставленные в пользование в установленном порядке участки недр, подземные сооружения для захоронения отходов I – V классов опасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах”.

Одновременно данной статьей Закона № 89-ФЗ установлено, что накопление отходов – временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.

В случае, если юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем деятельность по размещению отходов на эксплуатируемых объектах НВОС не осуществляется, разделы формы Заявки, касающиеся сведений об отходах, не заполняются (в соответствующих строках формы Заявки делается запись: “Деятельность по размещению отходов не осуществляется”).

О заполнении п. 5 раздела 4 формы Заявки – программа мониторинга

В п. 5 раздела 4 формы Заявки, в части, касающейся представления информации “о проведении мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду”, целесообразно указывать данные об утверждении программы мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду (дата, номер приказа об утверждении программы, при наличии такого приказа).

Утверждение данной программы предусмотрено п. 5 Порядка проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, утвержденного приказом Минприроды России от 04.03.2016 N 66 (далее – Порядок). При этом согласно п. 3 Порядка его действие не распространяется на проведение мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на следующих объектах:

  • объекты размещения отходов, выведенные из эксплуатации (в том числе рекультивированные или законсервированные) в соответствии с установленным порядком;
  • объекты захоронения отходов, расположенные на территориях, использование которых для захоронения отходов запрещено законодательством Российской Федерации;
  • специальные объекты размещения радиоактивных отходов;
  • скотомогильники;
  • объекты размещения медицинских отходов.

Соответственно при наличии только таких объектов размещения отходов данные о программе не указываются и в п. 5 разделе 4 формы Заявки делается запись: “Программа отсутствует в связи с наличием объектов отходов, соответствующих п. 3 Порядка проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, утвержденного приказом Минприроды России от 04.03.2016 N 66”.

Постановка на учет объектов НВОС, связанных с недропользованием

Объект НВОС, связанный с недропользованием, особенно с газо- и нефтедобычей, определяется в границах лицензионного участка и, как правило, соответствует I-ой категории. При этом нефте- и трубопроводы являются отдельными объектами НВОС 2-ой категории. Поселки вахтовиков и прочие “незначительные” объекты инфраструктуры относятся к объектам НВОС (в случае соответствия Критериям N 1029) – меньшей категории.

Дополнительные методические рекомендации об постановке на государственный учет объектов НВОС нефтегазового комплекса размещены на сайте Росприроднадзора.

 Постановка на учет объектов НВОС морских объектов

Согласно части 7.1 ст. 36 Водного кодекса РФ: “К отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”.

В соответствии с положениями Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” (далее – Закон № 294-ФЗ) в ходе проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей Росприроднадзором и его территориальными органами в рамках компетенции Службы проводится оценка “соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям…” (ч. 6 ст. 2 Закона № 294-ФЗ). При этом в ходе проведения мероприятий по контролю производятся действия “по обследованию используемых указанными лицами при осуществлении деятельности производственных объектов…” (ч. 5 ст. 2 Закона № 294-ФЗ).

Таким образом, при проверке хозяйственной и иной деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей Росприроднадзором проверяется соблюдение требований действующего законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, а также обследуются используемые указанными лицами при осуществлении деятельности производственные объекты.

Деятельность по бункеровке судов связана с обращением с нефтью и нефтепродуктами (“бункерным топливом являются любая углеводородная минеральная нефть (включая смазочное масло), используемая или предназначенная для использования в целях эксплуатации или движения судна, и любые остатки, содержащие такую нефть”, ч. 3, п. 1, ст. 336.1 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 № 81-ФЗ, далее – Кодекс торгового мореплавания РФ).

Кодексом торгового мореплавания РФ установлена ответственность судовладельца за ущерб от загрязнения, причиненный окружающей среде бункерным топливом, которое находится на борту судна или источником которого является судно, за исключением случаев, предусмотренных статьями 336.2 и 336.3 настоящего Кодекса (ст. 336.1). При этом свидетельство о страховании или об ином финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом выдается каждому судну (ст. 336.7 Кодекса торгового мореплавания РФ).

Таким образом судно, на котором осуществляется бункеровка, рассматривается действующим законодательством как отдельный объект негативного воздействия на окружающую среду, ответственность за которое несет судовладелец. Данная норма относится и к случаям морской перевозки на судне опасных и вредных веществ.

Согласно ст. 422.1 Кодекса торгового мореплавания РФ при причинении ущерба от загрязнения бункерным топливом правила, установленные главой XIX.1 настоящего Кодекса, применяются к ущербу от загрязнения бункерным топливом, причиненному на территории Российской Федерации, в том числе в территориальном море Российской Федерации, и в ее исключительной экономической зоне.

В соответствии с Критериями № 903 (подп. “г”, п. 6) федеральному государственному экологическому надзору также подлежат объекты, на которых осуществляется деятельность по хранению и складированию нефти, продуктов переработки нефти с проектной вместимостью 200 тыс. тонн и более.

Согласно критериям отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1029 (далее – Критерии № 1029), объект относится к объектам, оказывающим умеренное негативное воздействие на окружающую среду, II категории, если на нем осуществляется хозяйственная и (или) иная деятельность:

  • по складированию и хранению нефти и продуктов ее переработки (с проектной вместимостью 200 тыс. тонн и более) (подп. “ц” п. 2);
  • по сбору, обработке и утилизации отходов в части, касающейся хранения отходов производства и потребления I – III классов опасности (подп. “ч” п. 2);
  • объект является морским портом (подп. “б” п. 3).

При этом приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445 “Об утверждении федерального классификационного каталога отходов” отходы в виде смеси нефтепродуктов, собранные при зачистке средств хранения и транспортирования нефти и нефтепродуктов, отходы смазок на основе нефтяных масел и прочие аналогичные отходы, связанные с деятельностью судов, осуществляющих бункеровку, а также судов-нефтемусоросборщиков, отнесены к III классу опасности.

Учитывая изложенное, в случае соответствия деятельности и объектов, эксплуатируемых организацией, указанным критериям, данной организации следует осуществить постановку на государственный учет в федеральный государственный реестр отдельно объект в водоохранной зоне и отдельно каждое эксплуатируемое судно – как самостоятельные объекты НВОС, подлежащие федеральному государственному экологическому надзору, в соответствующем территориальном органе Росприроднадзора.

Постановка на учет объектов НВОС морских портов

В соответствии с подпунктом “б” пункта 3 Критериев № 1029 к объекту НВОС II категории относится объект, являющийся морским портом.

Согласно ст. 9 Кодекса торгового мореплавания РФ под морским портом понимается совокупность объектов инфраструктуры морского порта, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, используемых в целях торгового мореплавания, комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота, обслуживания пассажиров, осуществления операций с грузами, в том числе для их перевалки, и других услуг, обычно оказываемых в морском порту, а также взаимодействия с другими видами транспорта.

Учитывая, что объекты инфраструктуры одного морского порта эксплуатируются и принадлежат различным юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, постановке на государственный учет подлежат отдельные объекты НВОС, относящиеся к инфраструктуре морского порта, а не морской порт в целом.

Аналогично осуществляется постановка на государственный учет портов, расположенным на внутренних водных путях Российской Федерации (подпункт “а” пункта 3 Критериев № 1029).

 Об указании географических координат

Координаты угловых точек объекта приводятся в формате десятичных градусов, в проекции WGS 84, точность – 6 знаков после запятой. Рекомендуется для получения координат пользоваться либо имеющейся документацией на объект, либо, в случае ее отсутствия, или использования в ней местной системы координат – сервисом публичной кадастровой карты Росреестра.

Для точечных объектов указывается одна точка.

Для площадных объектов должно быть указано не менее трех точек, при этом должны указываться поворотные точки в порядке их следования по периметру объекта.

Для линейных объектов должно быть указано не менее двух – трех точек, при этом точки должны указываться в порядке их следования. Линейными объектами являются трубопроводы, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).

 Наилучшая доступная технология

Согласно ст. 1 Закона № 7-ФЗ наилучшая доступная технология (НДТ) – это технология производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, определяемая на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев достижения целей охраны окружающей среды при условии наличия технической возможности ее применения.

Сведения об НДТ представляются в соответствии с информационно-техническими (отраслевыми) справочниками по наилучшим доступным технологиям, применяемым в отнесенных к областям применения наилучших доступных технологий видах хозяйственной и (или) иной деятельности, после их разработки и опубликования ответственными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.10.2014 № 2178-р.

При отсутствии соответствующего справочника Сведения об НДТ не указываются.

Постановка на учет объектов НВОС в личном кабинете

 Подготовка заявки о постановки объекта НВОС в электронном виде возможна следующими способами:

Через личный кабинет природопользователя в сети Интернет по адресу https://lk.fsrpn.ru.

  • Для работы в личном кабинете понадобится наличие подтвержденной учетной записи в ЕСИА (http://esia.gosuslugi.ru) и сертификат Электронной подписи (ЭП) для отправки заявки в ТО Росприроднадзора и ОИВ субъекта РФ.
  • Сертификат ЭП может быть получен в Удостоверяющем центре (далее – УЦ), аккредитованном в Минкомсвязи России, – список УЦ можно найти на сайте Минкомсвязи (http://minsvyaz.ru/ru/activity/govservices/2/).

Постановка на учет объектов НВОС в модуле природопользователя

Модуль природопользователя – свободно распространяемое программное обеспечение (ПО) для подготовки отчетности природопользователя в электронном виде.

Скачать Модуль природопользователя можно с сайта Росприроднадзора (http://rpn.gov.ru/otchetnost).

Модуль природопользователя использует открытый формат передачи данных – XML. Описание структуры данных приведено на странице http://rpn.gov.ru/node/28131.

Отправить отчетность, подготовленную с использование модуля природопользователя, можно как с использованием ЭП, так и без нее.

Отправка отчетности осуществляется через портал приема отчетности https://pnv-rpn.ru.

Разъяснения и методические рекомендации Росприроднадзора по порядку подготовки и рассмотрения заявок о постановке объектов НВОС на государственный учет приведены на странице сайта Росприроднадзора – http://rpn.gov.ru/node/27639.

В стороннем программном обеспечении – при условии использования открытого формата XML, опубликованного по адресу http://rpn.gov.ru/node/27639 (файл “Компаниям, имеющим корпоративную систему учета в области экологии”).

Письмо Минприроды России от 07.07.2021 N 12-50/9403-ОГ “О постановке объектов НВОС на государственный учет”

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 7 июля 2021 г. N 12-50/9403-ОГ
О ПОСТАНОВКЕ ОБЪЕКТОВ НВОС НА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ
Минприроды России в рамках своей компетенции рассмотрело обращение о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и сообщает.
Постановление Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1029 “Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий” утратило силу с 01.01.2021.
Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду к объектам I, II, III и IV категорий утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2398 (далее – Критерии).
Таким образом, в случае изменения критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее – объект НВОС), к объектам I, II, III и IV категорий для изменения категории ранее поставленного на государственный учет конкретного объекта НВОС полагаем возможным обратиться в Росприроднадзор (территориальный орган Росприроднадзора) или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией с предоставлением конкретной информации по объекту, включая сведения, касающиеся характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды, характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.
Постановка объекта НВОС на государственный учет осуществляется в порядке, определенном статьями 69 и 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды” (далее – Закон N 7-ФЗ) и Правилами создания и ведения государственного реестра объектов НВОС, утвержденными постановлением Правительств Российской Федерации от 23.06.2016 N 572 (далее – Правила).
В соответствии со статьей 69.2 Закона N 7-ФЗ объекты НВОС подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Постановка на государственный учет объектов НВОС осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов НВОС.
Форма заявки о постановке на государственный учет объекта НВОС утверждена приказом Минприроды России от 23.12.2015 N 554.
По мнению Минприроды России заявку о постановке объектов НВОС на государственный учет, руководствуясь положениями статьи 69.2 Закона N 7-ФЗ, целесообразно подать в территориальный орган Росприроднадзора или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией в течение шести месяцев со дня вступления в силу Критериев – 01.01.2021, в порядке, предусмотренном Правилами.
Дополнительно сообщаем, что согласно пункту 13 Правил оператором государственного реестра объектов НВОС является Росприроднадзор, который в том числе организует информационно-методическое обеспечение ведения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации региональных государственных реестров (включая присвоение объекту категории в зависимости от уровня негативного воздействия на окружающую среду) и их поддержку по техническим вопросам.
Учитывая вышеизложенное, за разъяснениями по конкретным вопросам, связанным с ведением государственного реестра объектов НВОС, в том числе о постановке конкретного объекта НВОС на государственный учет, актуализации сведений, содержащихся в государственном реестре, а также о присвоении объекту НВОС конкретной категории, полагаем целесообразным обратиться в Росприроднадзор.

Письмо Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 19 марта 2021 г. N 25-50/3390-ОГ “О рассмотрении обращения по вопросам, связанным с постановкой объектов НВОС на государственный учет”

Минприроды России рассмотрело Ваше обращение по вопросам, связанным с постановкой объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, и сообщает.

Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды” (далее – Закон N 7-ФЗ) объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду (далее – объект НВОС), – объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.

Согласно статье 4.2 объекты НВОС в зависимости от уровня негативного воздействия подразделяются на I, II, III и IV категории.

В соответствии с пунктом 4 Закона N 7-ФЗ присвоение объекту НВОС соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов НВОС.

Критерии отнесения объектов НВОС к объектам I, II, III и IV категорий утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2398 (далее – Критерии N 2398).

Пунктом 7 Критериев N 2398 установлено, что объекту НВОС присваивается IV категория при наличии одновременно следующих критериев:

1) отсутствие выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух или наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год, а также при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 8 и 9 Критериев N 2398);

2) отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.

Объекты НВОС, не имеющие источников выбросов в атмосферный воздух, осуществляющих сбросы в централизованные системы водоотведения в результате использования вод для бытовых нужд, по мнению Минприроды России, соответствуют критериям, определенным в пункте 7 Критериев.

Учитывая изложенное, полагаем, что при отсутствии иных оснований отнесения указанных в Вашем письме объектов НВОС к другим категориям, возможно их отнесение к объектам IV категории.

Постановка объектов НВОС на государственный учет осуществляется в порядке, определенном статьями 69 и 69.2 Закона N 7-ФЗ и Правилами создания и ведения государственного реестра объектов НВОС, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2016 г. N 572 (далее – Правила).

В соответствии со статьей 69.2 Закона N 7-ФЗ установлено, что объекты НВОС подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

Таким образом, полагаем, что постановку на учет объектов НВОС, сданных в аренду, целесообразно осуществлять собственником объекта НВОС, если иное не определено договорными отношениями. При этом следует принимать во внимание определение объекта НВОС, установленного Законом N 7-ФЗ.

Согласно пункту 13 Правил Росприроднадзор является оператором государственного реестра объектов НВОС.

Учитывая изложенное, за разъяснениями по конкретным вопросам, связанным с ведением государственного реестра объектов НВОС, в том числе о постановке объекта НВОС, а также присвоением объекту НВОС конкретной категории, следует обращаться в Росприроднадзор.

ПИСЬМО от 15 апреля 2021 г. N 12-50/4954-ОГ “О ПОСТАНОВКЕ НА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ ОБЪЕКТОВ”

Минприроды России в рамках своей компетенции рассмотрело обращение о постановке на государственный учет объектов, на которых осуществляется деятельность по строительству объектов капитального строительства, и сообщает.
Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее – объектов НВОС), к объектам I, II, III и IV категорий установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2398 (далее – Критерии).
Согласно подпункту 3 пункта 6 Критериев объекты НВОС, на которых осуществляется хозяйственная и (или) иная деятельность по строительству объектов капитального строительства продолжительностью более 6 месяцев, относятся к объектам НВОС III категории.
В соответствии с пунктом 11 Критериев объекты НВОС, на которых осуществляется хозяйственная и (или) иная деятельность по строительству объектов капитального строительства продолжительностью менее 6 месяцев, относятся к объектам НВОС IV категории.

Постановка объектов НВОС на государственный учет осуществляется в порядке, определенном статьями 69 и 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды” (далее – Закон N 7-ФЗ) и Правилами создания и ведения государственного реестра объектов НВОС, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 N 572 (далее – Правила).

В соответствии со статьей 69.2 Закона N 7-ФЗ объекты НВОС подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах НВОС, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

Постановка на государственный учет объектов НВОС осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов НВОС.

Форма заявки о постановке на государственный учет объекта НВОС утверждена приказом Минприроды России от 23.12.2015 N 554. Согласно положениям постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 “О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию” раздел “Проект организации строительства” проектной документации на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения, а также на линейные объекты капитального строительства, должен содержать, в том числе обоснования принятой продолжительности строительства, и для объектов капитального строительства производственного и непроизводственного назначения – календарный план строительства, включая подготовительный период (сроки и последовательность строительства основных и вспомогательных зданий и сооружений, с выделением этапов строительства).

Учитывая изложенное, полагаем, что продолжительность строительства определяется соответствующей проектной документацией на объекты капитального строительства.

Для объектов НВОС, на которых осуществляется деятельность по строительству объектов капитального строительства, в заявке о постановке на учет в качестве даты ввода объекта в эксплуатацию целесообразно указывать дату выдачи разрешения на строительство, а в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется, дату утверждения проектной документации.

Отдельно отмечаем, что после завершения строительства и сдачи объекта в эксплуатацию согласно пункту 29 Правил при актуализации учетных сведений об объекте НВОС на основании поступивших сведений может быть изменена категория объекта в зависимости от уровня негативного воздействия на окружающую среду и (или) может быть принято решение о включении (исключении) объекта в перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.

Пунктом 6 статьи 69.2 Закона N 7-ФЗ определены сведения об объектах НВОС в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями которых сведения об объектах НВОС подлежат актуализации.

Пунктом 7 статьи 69.2 Закона N 7-ФЗ установлен срок предоставления сведений о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте НВОС, реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (места нахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, и об изменении места нахождения объекта НВОС.
Срок предоставления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией иных сведений, указанных в пункте 6 статьи 69.2 Закона N 7-ФЗ, законодательством Российской Федерации не определен.
Дополнительно сообщаем, что деятельность по строительству объекта капитального строительства завершается при получении разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию в соответствии со статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Людмила Лисичникова
Оцените автора
( Пока оценок нет )
EcoProverka.ru
Добавить комментарий

  1. елена

    Добрый день, подскажите, пожалуйста, кто должен осуществлять постановку на учет объекта негативного воздействия при наличии на объекте нескольких организаций, у которых есть свои источники выбросов, сбросов

    Ответить
    1. Людмила Лисичникова автор

      Те организации, которые осуществляют негативное воздействие на ОС ( имеют выбросы и сбросы).

      Ответить
  2. наталия

    Добрый день! Подскажите пожалуйста куда платить за НВОС если объект поставлен на региональном уровне?

    Ответить
    1. Людмила Лисичникова автор

      Декларация по плате за негативное воздействие все равно сдается в Росприроднадзор, платите туда-же. Они являются администраторами платы.

      Ответить
  3. Николай

    Добрый день! Как вы считаете: если у предприятия добавилось несколько стационарных источников выбросов, в какие сроки необходимо сделать актуализацию сведений об объекте НВОС, который уже стоит на учете и на территории которого появились эти новые источники?

    Ответить
    1. Людмила Лисичникова автор

      Пляшите от инвентаризации – https://ecoproverka.ru/korrektirovka-inventarizatsii-vybrosov/ Как только появились у вас результаты инвентаризации – сразу делайте актуализацию.

      Ответить
  4. Валерия

    добрый день, подскажите, пожалуйста, существуют ли открытые данные об объектах (организациях), поставленных на учет как объекты НВОС, чтобы можно было по ИНН организации посмотреть. Можно ли узнать было ли получено кем-то свидетельство о постановке на учет организации как объекта НВОС?

    Ответить
    1. Людмила Лисичникова автор

      У меня статья есть – https://ecoproverka.ru/pto-uonvos/

      Ответить
  5. Ася

    Добрый день! С 1.01.2021 г. нужно актуализировать свою категорию, если в Новом постановлении получается уже другая категория, либо вообще нет отнесения?

    Какие действия вообще, если уже есть Свидетельство о постановке НВОС? Самим проверять себя и сообщать?

    Ответить
    1. Людмила Лисичникова автор

      Изменить в заявке о постановке на учет критерии отнесения.

      Ответить
  6. Жанна

    Добрый день! Пожалуйста сообщите, нужно ли ставить на государственный учет объектов НВОС строительную площадку при строительстве многоквартирного дома? И кто должен ее поставить на учет: Застройщик или Подрядная организация, которая приняла на себя обязательство выполнить работы по строительству вышеуказанного многоквартирного дома на отведенном земельном участке. При этом собственником земельного участка является Застройщик. Спасибо.

    Ответить
    1. Людмила Лисичникова автор

      Надо разбираться более детально.

      Ответить
  7. Ксения

    Как осуществить актуализацию сведений по объекту НВОС? Личный кабинет пишет что-то непонятное. “Подать заявление на актуализацию/исключение объекта можно только из реестра ОНВОС”. Где я должна найти этот реестр?

    Ответить
    1. Людмила Лисичникова автор

      https://onv.fsrpn.ru/#/

      Ответить
  8. Наталья

    Координаты каких точек указывать в заявке на постановку на учет как объекта НВОС 4 категории для учреждения – музыкальной школы, которая размещена в 1 здании.Часть земельного участка, принадлежащего школе огорожена забором (вокруг здания), стационарных источников выбросов и сбросов нет. Есть только ТКО. Координаты периметра всего земельного участка, принадлежащего школе, забора или здания? Является ли такая школа объектом НВОС 4 категории?

    Ответить
    1. Людмила Лисичникова автор

      https://ecoproverka.ru/obekty-4-kategorii-nvos/
      По новым критериям – получается, что да. Угловые точки периметра земельного участка заведите.

      Ответить
  9. Наталья

    Добрый день! Поясните, пожалуйста, если в 2020 году школа не имела категории по НВОС, как объект, не подходящий по критериям для 4 и других категорий и не вносила плату за НВОС (отходы- только ТКО), то обязана ли такая организация оформлять декларацию о плате за 2020 год?

    Ответить
    1. Людмила Лисичникова автор

      https://ecoproverka.ru/deklaratsiya-po-plate-za-nvos/
      Теперь у вас есть основания чтобы встать на 4 категорию – https://ecoproverka.ru/obekty-4-kategorii-nvos/

      Ответить
  10. Наталья

    Добрый день! Подскажите, пожалуйста, установлен ли какой-то крайний срок в 2021 году для подачи заявления и присвоения 4 категории ОНВОС по новым критериям для организации, которая до 2021 года не соответствовала 1-4 категории?

    Ответить
    1. Людмила Лисичникова автор

      Как такового срока нет. Требования с 01.01.2021 – значит они уже должны соблюдаться.

      Ответить
  11. Оксана

    Добрый день. По новым критериям необходимо поставить на учет как объект НВОС скважину по добыче воды(технологические нужды). Проблема в том, что скважины (3 шт) внутри другого объекта уже стоящего на учете. Скважины не принадлежат ЮЛ., стоящему на учете как НВОС. Что делать? и как это все осуществить?

    Ответить
    1. Людмила Лисичникова автор

      Ставить на учет скважины по ЮЛ, который эксплуатирует их. Подать заявку.

      Ответить
  12. Светлана

    Добрый день, в 2020 г делала актуализацию объекта, тк изменились источники выбросов и объемы, но в 2021 г. В новом Постановлении в разделе 2 пунктом 17 значится, что к объектам 2 категории относятся объекты, осуществляющие деятельность по транспортированию по трубопроводам газа, продуктов переработки газа, нефти и нефтепродуктов с использованием магистральных трубопроводов, межпромысловых трубопроводов, а также по перегрузке нефти и нефтепродуктов, по сливу (наливу) нефти и нефтепродуктов на сливоналивных железнодорожных путях, а у нас на объекте как раз это есть, вопрос вот в чем, надо ли мне снова делать актуализацию? Изменение Критериев не является самостоятельным основанием для актуализации сведений об объектах НВОС. И если честно, как то на 2 категорию переходить не хочется.

    Ответить
    1. Людмила Лисичникова автор

      Да, действительно это не основание для актуализации. Но тем не менее, категория вашего ОНВОС не соотвествует новым Критериям. Значит, есть основания для привлечения по ст.8.46 КоАП РФ.

      Ответить
  13. Андрей

    Добрый день. Подскажите какой необходим перечень документации, чтобы поставить объект недвижимости (производственное здание) на государственный учет для юридического лица?

    Ответить
    1. Людмила Лисичникова автор

      В ЛК природопользователя подаете заявку. обязательного перечня предоставляемыхдокументов нет. Если что-то подтвердить надо – то на ваше усмотрение.

      Ответить
  14. Вадим

    НЕ могу разобраться являюсь ли я объектом НВОС,надо ли вставать на учет. Я индивидуальный предприниматель. Розничная торговля продовольственными товарами в магазине, находящемся на первом этаже жилого дома (центральное водоснабжение и отопление). Заключен договор со специализированной организацией по вывозу ТКО. Помогите разобраться, пожалуйста.

    Ответить
    1. Людмила Лисичникова автор

      Да, не заморачивайтесь. По критериям новым – да 4 категория. Но я бы ставить не стала пока не заставят.

      Ответить
  15. Людмила Лисичникова автор

    Если с даты ввода в эксплуатацию прошло более 6 месяцев, а на учет не поставили, то да статья 8.46 КоАП РФ.

    Ответить
  16. Светлана

    Добрый день! У предприятия зарегистрировано несколько земельных участков. В 2019 годы наше предприятие подало заявку на актуализацию, тк изменились источники выбросов. В ней был обозначен только участок где происходит негативное воздействие. Так же у нас имеются 13 скважин, которые находятся на 2х отдельных земельных участках, ими пользуется наше же предприятие. В данный момент природоохранная прокуратура запрашивает документы, подтверждающие регистрацию скважин в государственном реестре объектов НВОС. Что они имеют в виду? Свидетельство о постановке на учет которое уже есть?( там нет информации про скважины) Или мы должны поставить на учет земельные участки со скважинами на учет и получить новое свидетельство? В таком случае у нас будет 2 разных категории. Как быть и что делать, подскажите пожалуйста!

    Ответить
    1. Людмила Лисичникова автор

      https://ecoproverka.ru/skvazhina-obekt-nvos/
      Имеют в виду, что скважины должны стоять на учете на объекты НВОС. Подайте заявки на постановку на учет по скважинам. У вас будут объекты НВОС разных категорий, в этом нет ничего страшного. К тому времени, как вас вызовут в прокуратуру может и свидетельства успеете получить.

      Ответить
  17. галина

    Добрый день! Подскажите пожалуйста где можно посмотреть образец сопроводительного письма в РПН об актуализации сведений объектов, оказывающих НВОС.

    Ответить
    1. Людмила Лисичникова автор

      Да напишите по свободной форме…

      Ответить
  18. зинаида

    элеватор имел маневровый тепловоз для отгрузки зерна ж/д транспортом. В настоящее время тепловоз на консервации. используется только автотранспорт. РПН заставляет получить 2-ю категорию на основании наличия рельсов на промплощадке, считая их “объектом инфраструктуры ж/д транспорта”. Есть ли основания остаться на 3-й категории? Спасибо.

    Ответить
    1. Людмила Лисичникова автор

      Вам надо доказать, что вы не объект инфраструктуры железнодорожного транспорта, не соответствующим критериям, установленным в разделе IV настоящего документа.
      Но как это сделать..
      Федеральный закон от 10.01.2003 N 17-ФЗ (ред. от 11.06.2021) “О железнодорожном транспорте в Российской Федерации”:
      инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования (далее – инфраструктура) – транспортная инфраструктура, включающая в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы, систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование инфраструктуры здания, строения, сооружения, устройства и оборудование;
      Значит железнодорожные пути относятся к железнодорожной инфраструктуре.
      Если бы в критериях было сказано, об инфраструктуре жд транспорта общего пользования, то можно было бы отбиться тем, что у вас дорога не общего пользования.

      В общем – мне кажется РПН прав.

      Ответить
  19. Юлия

    Добрый день. Подскажите пожалуйста по ситуации: на одном объекте нескольких организаций осуществляют деятельность( структурные подразделения ОАО РДЖ: путейная часть (есть источники выбросов- объекту присвоена II категория) и эксплуатационное локомотивное депо(источников выбросов нет, только ТКО)) . Деятельность у данных структурных подразделений не пересекается. При попытке поставить эксплуатационным депо объект на учет (IV категория согласно новым критериям) пришел отказ от Росприроднадзора: Включите его в состав любого объекта, уже поставленного на учет в федеральный реестр по тому же адресу, фактически на плане это одно здание, путем подачи заявки на актуализацию сведений об объекте НВОС, включенном в федеральный реестр, в части изменения границ объекта. Ссылка на другое структурное подразделение не логична, поскольку во всех случаях заявитель один – ОАО “РЖД”.

    Ответить
    1. Людмила Лисичникова автор

      Если заявитель один _ ОАО “РЖД”, то тогда РПН правы. Вы же не поставили на учет отдельно ПЧ и не ставите отдельно – локомотивное депо. У вас одно ЮЛ – ОАО “РЖД”.

      Ответить
  20. Сергей

    Добрый день.
    Произошла реорганизация юр.лица в форме преобразования. При актуализации сведений об объектах НВОС , один из объектов ( был ранее III категории) попадает под IV категорию (пункт 7.1 и 7.2) какие сведения необходимо предоставить для актуализации данных. Заранее спасибо.

    Ответить
  21. Сергей

    Добрый день!
    Наше предприятие обслуживает офисный центр с установленным проектным котлом на жидком топливе малой мощности для нагрева воды, используемой для отопления здания. Вопросы: Кто должен определять категорию воздействия и для кого, собственника здания или обслуживающей компании? По выбросам котла скорей всего с наличием бензопирена, это 3 категория или 4 категория. Берутся ли в учет выбросы паров топлива при сливо наливных операциях? Установлены дыхательные клапана в соответствии с проектом.

    Ответить
Пример HTML-страницы