Пример HTML-страницы

Нормирование аварийных выбросов

Нормирование аварийных выбросовНормирование выбросов в атмосферу должно происходить в зависимости от категории предприятия НВОС (негативного воздействия на окружающую среду) для каждого предприятия (вне зависимости от формы собственности), имеющего стационарные источники выбросов в атмосферный воздух (АВ).

Нормированием выбросов ЗВ в атмосферу занимаются специализированные организации, поэтому я не буду подробно писать об этом. Коснусь главного и часто задаваемого вопроса по нормированию.

Все, что необходимо знать экологу, специалисту, ответственному за охрану окружающей среды на предприятии по теме нормирования выбросов в атмосферу от аварийных и резервных источников:

Аварийные выбросы в атмосферу

Очень часто поступает вопрос – надо ли нормировать выбросы в атмосферу от дизельных генераторов (ДГУ), дизельных электростанций (ДЭС)…

Смотрим:

Нормирование выбросов в атмосферу

Смотрим раздел 2.6 Учет залповых и аварийных выбросов в атмосферу.

В соответствии с технологическим регламентом производства дизельные электростанции (ДЭС) могут классифицироваться как резервные (т.е. используемые периодически при нехватке мощностей) или аварийные (т.е. используемые при аварийных ситуациях, например, в электроснабжении).

пункт 4

Таким образом, для начала вам надо определиться является ваш дизель аварийным или резервным.

Аварийная ДГУ

Как правило, предприятия используют ДГУ при аварийных отключениях электроэнергии, следовательно ДГУ является аварийной.

Следовательно:

Если ДЭС – аварийная, то ее выбросы в работах по нормированию не учитываются, а описание ситуаций ее применения, профилактики и предотвращения таких аварийных ситуаций дается, как правило, в соответствующем разделе проектной документации на строительство объекта.

Аварийные выбросы учитываются и включаются в форму ежегодного статистического наблюдения № 2-тп (воздух).

пункт 3

Таким образом, выбросы, осуществляемые при аварийных ситуациях не нормируются, отражаются только в 2(ТП)- воздух. При этом, у вас должна быть документация, подтверждающая запуск дизеля в аварийных ситуациях отключения электроэнергии – проектная документация на строительство объекта.

Резервный ДГУ

Если ДЭС – резервная, то ее выбросы подлежат нормированию и для них устанавливаются нормативы ПДВ (ВСВ).

пункт 4

Таким образом, если ДГУ применяется для добавления недостающей мощности, то выбросы должны быть учтены в инвентаризации, и соответственно подлежат нормированию в зависимости от присвоенной категории НВОС.

Судебная практика

Аварийные выбросы в атмосферу

Предприятие привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.21 КоАП РФ,

Установлено, что предприятие эксплуатирует ДГУ, который является единственным источником выбросов этого предприятия без разрешения на выброс вредных ЗВ в атмосферный воздух.

При этом, факт осуществления выбросов от ДГУ контролирующим органом не зафиксирован, перечень ЗВ не установлен. Но, тем не менее. Предприятие разработало проект нормативов ПДВ (получить разрешение на выброс не успело), в котором отразило, что дизель запускается каждый месяц на 30-40 минут.

Предприятие предоставило в суд документ, в котором сказано, что ДГУ работает в аварийном режиме в случае отключения основного источника электроэнергии и при проведении профилактических работ.

В итоге, суд предприятие проиграло.

Почему?

Потому что изначально была выбрана неправильная позиция по ДГУ.

Если вы считаете, что ДГУ – аварийная, то не надо на ДГУ проводить инвентаризацию выбросов и источников ЗВ , не надо давать информацию о том, что ДГУ запускалась для проверки роботоспособности или технического состояния. Поверьте, никто этого проверить не сможет.

Постановка на учет ДГУ как ОНВОС

Если ДГУ – аварийная, то ее не следует ставить на учет как ОНВОС (объект негативного воздействия на окружающую среду),

Если ДГУ – резервная, то после проведения инвентаризации ее необходимо поставить на учет как ОНВОС, категория – 3.

Выбросы от дизель генератора – вещества

Выделяемые вещества в атмосферный воздух от ДГУ:

  • оксид углерода,
  • оксид азота,
  • диоксид азота,
  • сажа,
  • диоксид серы,
  • формальдегид,
  • бенз(а)пирен.

Выбросы от дизель генератора – расчет

Количество выбросов загрязняющих веществ определено расчетным методом по “Методике расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных дизельных установок”, Санкт-Петербург, 2001 г.

Максимальный выброс i-го вещества (г/с) стационарной дизельной установкой определяется по формуле:

Мi = (1/3600) х Eмi х Рэ, г/с

где:

Eмi – выброс i-го вещества на единицу полезной работы стационарной дизельной установки на режиме номинальной мощности, г/кВт . ч;

Рэ – эксплуатационная мощность стационарной дизельной установки, кВт.

Валовый выброс i-го вещества за год (т/год) стационарной дизельной установкой определяется по формуле:

Wэi = (1/1000) х Qэi х Gт, т/год

где:

Qэi – выброс i-го вещества, приходящегося на один кг дизельного топлива, при работе стационарной дизельной установки, г/кВт . ч;

Gт – расход топлива стационарной дизельной установкой за год, т.

В соответствии с п.5. раздела 2.6.«Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух» (Дополненное и переработанное), С-Пб, 2012, выбросы от дизельных электростанций, предназначенных для использования при аварийных ситуациях, подлежат нормированию и для них устанавливаются нормативы только при проверке их работоспособности (работа в тестовом режиме), осуществляемой с учетом периодичности и продолжительности.

В соответствии с внутренними документами предприятия каждая дизельная генераторная установка 1 раз в месяц запускается в тестовом режиме.

Расход отработавших газов от стационарной дизельной установки определяется по формуле:

Gог = 8,72 х 10-6 х bэ х Рэ, кг/с

где:

bэ – удельный расход топлива, г/ кВт ч.;

bэ = b / Рэ;

где:

b – расход топлива, м3/ч .

Объёмный расход отработавших газов определяется по формуле:

Qог = Gог / үог, м3/с

где:

үог – удельный вес отработавших газов – 1,31 кг/м3

Людмила Лисичникова
Оцените автора
( Пока оценок нет )
EcoProverka.ru
Добавить комментарий

  1. Владимир

    Доброго времени суток, коллега! Благодарю за Ваш личный и весьма объемный вклад в деле распространения и пропаганды экологических знаний. У меня вопрос по теме размещенного на этой странице материала, а как быть с автотехникой, в смысле учета выбросов, какие нормы законодательства используются в этом случае? Надо ли их вообще учитывать? Если надо, то как это осуществляется на практике? Заранее благодарен за ответ. С уважением к Вам и тому, что Вы делаете в сети….

    Ответить
    1. Людмила Лисичникова автор

      Добрый! Есть требования и по автотехнике. На этой неделе напишу статью по этому вопросу.

      Ответить
  2. Владимир

    Спасибо, Людмила!

    Ответить
  3. Татьяна Шарапова

    Людмила, добрый день!
    Мы поставили ДГУ (аварийную), поэтому ваша статья очень заинтересовала меня.
    Можно ли у Вас узнать актуальна ли Ваша статья сейчас еще для аварийной ДГУ в части того, что ее не надо ставить на гос. учет, получать на нее разрешение и проводить инвентаризацию?
    Кстати, судебная практика, на которую вы ссылатесь в статье – решение №12-54/2017 от 15.06.2017 отменено решением Липецкого областного суда от 06.07.2017 по делу №21-108-2017., производство по делу прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление (если необходимо скину вам суд. практику), потому что в этой части статья нуждается в корректировке.
    Кроме того, в обоснование своей позиции по аварийной ДГУ вы ссылаетесь на Метод. пособие 2012г., а оно не является нормативным актом, и не все суды согласны со ссылкой сторон спора на указанный документ, т.к. он не является обязательным для сторон. Поэтому меня интересует нормативное обоснование (ссылку на законы и постановления) возможности не производить постановку на гос.учет, не получать разрешение и не проведить инвентаризацию для аварийной ДГУ. Очень надеюсь, что Вы мне ответите.

    Ответить
  4. Татьяна Попова

    Здравствуйте. Есть объект 3 категории (склад ГСМ) на него разработаны НДВ и проведена инвентаризация. Сейчас установили на нем дополнительно пустые аварийные емкости. Под случаи когда нужна корректировка отчета по инветаризации или проведение новой они не попадают , т.к. изменения по выбросам от объекта в целом не будет , они не нормируются и такие емкости ставить на учет не надо. В тоже время изменилось общее количество емкостей и наверно нужно изменить карту-схему, где и как это правильно сделать ?

    Ответить
    1. Людмила Лисичникова автор

      Я не поняла вопроса. Карту вы можете сделать сами, напишите только что емкости аварийные.

      Ответить
  5. Татьяна Попова

    Смысл вопроса был следующий, нужно ли в этом случае вообще проводить новую инвентаризацию и делать отчет по инвентаризации если емкости аварийные и объемы выбросов останутся как в предыдущей инвентаризации один в один?

    Ответить
    1. Людмила Лисичникова автор

      Нет. Почитайте https://ecoproverka.ru/normirovanie-vybrosov-v-atmosferu-kratko-chto-nuzhno-znat-dgu/

      Ответить
  6. Вячеслав

    Добрый день, укажите, пожалуйста нормативную базу (ссылку на законы и постановления) позволяющие не разрабатывать ОВОС в ПИР, не производить постановку на гос.учет, не получать разрешение и не проводить инвентаризацию для аварийной ДГУ.
    Источник: https://ecoproverka.ru/normirovanie-vybrosov-v-atmosferu-kratko-chto-nuzhno-znat-dgu

    Ответить
    1. Людмила Лисичникова автор

      Это обзор судебной практики.

      Ответить
Пример HTML-страницы