Пример HTML-страницы

Навоз как отход

Органические побочные продукты или «отходы» животноводства включают различные материалы, такие как твердый и жидкий навоз, использованные подстилки, просыпанный корм и множество других веществ. Большинство связанных с животноводством органических побочных продуктов – это навоз.

Количество и консистенция навоза зависит от типа животных, климата, рациона питания, возраста и состояния здоровья животных и других факторов. 

Если ваше предприятие занимается разведением крупно-рогатого скота, то значит в обязательном порядке у вас образуется отход – навоз КРС.

Это кажется слишком очевидным, но многие предприятия – фермы считают, что от КРС образуется сразу удобрение органическое, минуя стадию образования отхода… Эта позиция рано или поздно приводит к штрафным санкциям.

Отход навоза  – код ФККО

Навоз в Федеральном классификационном каталоге отходов представлен навозом свежим и навозом перепревшим.

Соответственно, если предприятие не реализует навоз свежий, то у него должен образовываться и навоз перепревший.

1 12 110 00 00 0

Навоз крупного рогатого скота

1 12 110 01 33 4

навоз крупного рогатого скота свежий/ 4 класс опасности

1 12 110 02 29 5

навоз крупного рогатого скота перепревший/ 5 класс опасности

1 12 121 11 20 4

отходы подстилки из древесных опилок при содержании крупного рогатого скота / 4 класс опасности

1 12 151 11 32 4

стоки навозные от содержания крупного рогатого скота обеззараженные, пригодные к использованию для улучшения качества почв / 4 класс опасности

1 12 200 00 00 0

Отходы разведения и содержания лошадей и прочих животных семейства лошадиных отряда непарнокопытных

1 12 210 00 00 0

Навоз конский

1 12 210 01 33 4

навоз конский свежий / 4 класс опасности

1 12 210 02 29 5

навоз конский перепревший / 5 класс опасности

1 12 221 11 40 5

отходы подстилки из древесных опилок и стружки при содержании лошадей практически неопасные / 5 класс опасности

1 12 300 00 00 0

Отходы разведения верблюдов и прочих животных семейства верблюжьих

1 12 310 00 00 0

Навоз верблюжий

1 12 310 01 33 4

навоз верблюжий свежий / 4 класс опасности

1 12 310 02 29 5

навоз верблюжий перепревший / 5 класс опасности

1 12 400 00 00 0

Отходы разведения овец и коз

1 12 410 00 00 0

Навоз мелкого рогатого скота

1 12 410 01 29 4

навоз мелкого рогатого скота свежий / 4 класс опасности

1 12 410 02 29 5

навоз мелкого рогатого скота перепревший / 5 класс опасности

1 12 500 00 00 0

Отходы разведения свиней

1 12 510 00 00 0

Навоз свиней

1 12 510 01 33 3

навоз свиней свежий / 3 класс опасности

1 12 510 02 29 4

навоз свиней перепревший / 4 класс опасности

1 12 520 01 39 4

отходы подстилки из древесных опилок при содержании свиней / 4 класс опасности

1 12 551 11 32 4

жидкая фракция сепарации свиного навоза при самосплавной системе навозоудаления / 4 класс опасности

1 12 551 12 39 4

твердая фракция сепарации свиного навоза при самосплавной системе навозоудаления / 4 класс опасности

1 12 551 21 32 4

жидкая фракция сепарации свиного навоза при смывной системе навозоудаления / 4 класс опасности

1 12 551 22 39 4

твердая фракция сепарации свиного навоза при смывной системе навозоудаления / 4 класс опасности

1 12 552 11 32 4

навозосодержащие стоки при гидроудалении навоза свиней / 4 класс опасности

1 12 552 12 32 3

стоки навозные при самосплавной системе навозоудаления свиней / 3 класс опасности

1 12 553 11 33 4

осадок навозных стоков от свинарников при отстаивании в навозонакопителях / 4 класс опасности

Если в фермах для содержания животных используется подстилка из опилок, следовательно образуется дополнительный отход – отходы подстилки из древесных опилок.

Состав отхода – навоз КРС

Состав отхода – навоз КРС по литературному источнику:

Навоз как отход
состав отхода - навоз КРС

Правильнее будет определить состав отходов у вашего конкретного предприятия с привлечением аккредитованной лаборатории.

Категория ОНВОС ферм по разведению КРС

Для установления категории объекта негативного воздействия на окружающую среду (ОНВОС) открываем Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2398 , согласно которого:

при разведении крупного рогатого скота (с проектной мощностью 400 мест и более) ОНВОС относится ко 2 категории.

пункт 25) раздела II. Критерии отнесения объектов, оказывающих умеренное
негативное воздействие на окружающую среду, к объектам
II категории

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.08.2015 № 903 “Об утверждении критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору”:

если на объекте негативного воздействия на окружающую среду осуществляется деятельность по выращиванию и разведению крупного рогатого скота с проектной мощностью 400 мест и более, то указанный объект подлежит федеральному экологическому надзору

пункт ж) раздела 5

Следовательно, если ваша ферма имеет проектную мощность от 400 мест КРС, то она является объектом негативного воздействия на окружающую среду 2 категории и подлежит федеральному экологическому надзору (Росприроднадзор).

Если менее 400 мест КРС, то постановка на учет ОНВОС осуществляется по источникам выбросов.

Утилизация навоза 

Утилизация навоза заключается в переводе его из состояния “отход” в состояние “удобрение”. Для этого у предприятия должен быть разработан технологический регламент на производство удобрения, разработаны технические условие на производимое удобрение.

Если указанные документы у вас не разработаны, то у вас происходит переход отхода “навоз  свежий” в “навоз  перепревший”, следовательно, использовать отход в качестве удобрения или реализовать отход в качестве удобрения вы уже не можете.

Указанные документы должны быть разработаны в соответствии с НПА и строго соблюдаться.

Выход навоза 

В соответствии с п.2.10 “Сельское хозяйство” Сборника удельных показателей образования отходов производства и потребления, Москва, 1999 г.:

выход навоза КРС в % от массы животного в сутки

В соответствии с НТП 17-99* Нормы технологического проектирования систем удаления и подготовки к использованию навоза и помета (с Изменением № 1):

выход навоза КРС
выход навоза КРС

Расчетное количество навозных стоков, образующихся от одной головы на доильных площадках, составляет 20 л/сут, содержание экскрементов – 2-3% от их среднесуточного выхода.

Хранение навоза КРС

Хранения отхода должно производиться в соответствии с СанПиН 2.1.7.1322-03.

По указанному СанПиН я скоро напишу отдельную статью.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Арбитражного  суда ЦО от 16 июля 2021 г. по делу № А08-10665/2020

Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании распоряжения руководителя N РБ-119 от 08.10.2020 Управлением проведена плановая выездная проверка в отношении ООО “***” в результате которой установлено, что основным видом деятельности предприятия является “Выращивание и разведение свиней” (ОКВЭД 01.46).

В результате производственной деятельности предприятия образуются отходы разведения свиней, в том числе “стоки навозные при самосплавной системе навозоудаления свиней” (код по ФККО 1 12 552 12 32 3 III класс опасности).

Согласно ТУ 9829-001-9963502-09 “Удобрения органические” от 01.09.2009 (далее – ТУ), технические условия распространяются на органическое удобрение – являющееся продуктом жизнедеятельности животных (навозные стоки). Исходя из пункта 3.1 ТУ, удобрения принимаются партиями. Партией считают определенное количество (объем) продукта (навозных стоков), полученного в результате жизнедеятельности животных. В соответствии с пунктом 6.1 ТУ хранение удобрения осуществляется в специально оборудованных навозохранилищах (лагунах). Оттуда, по мере образования торговой партии продаются предприятию ООО “****”, как органическое удобрение, соответствующее техническим условиям.

Образование на свинокомплексах ООО “***” отхода “стоки навозные при самосплавной системе навозоудаления свиней” подтверждается результатами лабораторных исследований, измерений и испытаний, проведенных ЦЛАТИ в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора, согласно которым указанный вид отхода отнесен к III классу опасности.

Придя к выводу, что деятельность общества по обращению с отходами (“стоки навозные при самосплавной системе навозоудаления свиней”) осуществляется без соответствующей лицензии, должностное лицо Управления в отношении ООО “***” в присутствии его законного представителя составило протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, составляет осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Положениями статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления” (далее – Закона N 89-ФЗ) определено, что отходы производства и потребления (далее – отходы) – это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Обращение с отходами представляет собой деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов (при этом данная статья дает определение каждого из этих составляющих понятий).

В частности, размещение отходов представляет собой хранение и захоронение отходов. Хранение отходов – складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения.

Утилизация отходов – использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих требованиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона (энергетическая утилизация).

Обезвреживание отходов – уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание, за исключением сжигания, связанного с использованием твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;

Отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности (статья 4.1 Закона N 89-ФЗ).

В силу пункта 1 статьи 9 данного закона лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” с учетом положений настоящего Федерального закона.

В подпункте 30 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности”, указано, что деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности подлежит обязательному лицензированию.

Деятельность по сбору отходов непосредственно связана с целью их дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения и осуществляется лицами, для которых такая деятельность является специализированной.

Из материалов дела усматривается и было установлено судами, что ООО “***” осуществляет деятельность по выращиванию и разведению свиней, в результате которой образуются естественные отходы – стоки навозные, отнесенные к III классу опасности.

Основной довод управления, изложенный как в акте проверки, так и в протоколе об административном правонарушении, связан с тем, что использование отхода “Стоки навозные при самосплавной системе навозоудаления свиней” для получения органического удобрения является утилизацией указанного отхода.

Тем не менее, административным органом не учтено следующее.

Деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 классов опасности не является для Общества самостоятельным видом деятельности, а относится к одному из циклов производственного процесса.

Уясняя суть данного производственного процесса, следует обратить внимание, что как следует из пункта 2.3.1 Санитарных правил СП 1.2.1170-02 “Гигиена, токсикология, санитария. Гигиенические требования к безопасности агрохимикатов”, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23.10.2002 N 36 (действовал на момент выявления правонарушения), навоз и куриный помет, используемые для обогащения почвы азотом и другими элементами питания, должны подвергаться предварительному обезвреживанию (термической сушке, компостированию и др.), соответствовать требованиям действующих нормативных документов, не содержать патогенной микрофлоры, в том числе сальмонелл, и жизнеспособных яиц гельминтов.

В соответствии с пунктом 5.8 Санитарных правил для животноводческих предприятий, утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР от 31.12.1987 N 4542-87, обеззараживание навоза крупного рогатого скота и свиней биологическим методом следует проводить путем его длительного выдерживания. Срок дегельминтизации полужидкого и жидкого навоза в открытых хранилищах биологическим способом должен составлять для отходов свиноводческих предприятий 12 месяцев.

Пунктом 9 Ветеринарных правил содержания свиней в целях их воспроизводства, выращивания и реализации, утвержденных приказом Минсельхоза России от 29.03.2016 N 114 (далее – Правила N 114), установлено, что навоз свиней необходимо убирать и складировать на площадках для биотермического обеззараживания, расположенных на территории хозяйства.

Изложенное означает, что обезвреживание навоза является обязательным технологическим процессом при содержании и разведении животных.

В настоящем случае, коль скоро навоз свиной проходит естественную биологическую обработку, но не обеззараживается на специальных установках, то и процессы, происходящие в ходе выдерживания такого отхода, не являются деятельностью по его обезвреживанию в смысле Закона N 89-ФЗ.

Образующийся продукт жизнедеятельности свиней общество применяет в качестве продукции в соответствии с ТУ 9829-001-9963502-09 “Удобрения органические” от 01.09.2009 (далее – ТУ), с соблюдением природоохранных, санитарно-гигиенических и иных требований законодательства. Данное органическое удобрение уже не является отходами – стоками навозными свиными, которые относятся к III классу опасности (данные ТУ были представлены Управлению, что отразил сам орган).

Действующая система ГОСТов определяет, что свиной навоз является вторичным материальным ресурсом (ГОСТ Р 54098-2010 “Вторичные материальные ресурсы. Термины и определения”) и исходным сырьем для приготовления органического удобрения (ГОСТ Р 53117-2008 “Удобрения органические на основе отходов животноводства. Технические условия”).

В соответствии с ГОСТ 30772-2001 “Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения”, область применения которого – установление терминов и определений основных понятий, необходимых для регулирования, организации, проведения работ, а также нормативно-методического обеспечения при обращении с отходами: твердыми, жидкими (сбросами), газообразными (выбросами), шламами и смесями на различных этапах их технологического цикла, и распространяется на ликвидацию любых объектов, идентифицированных как отходы, которые могут рассматриваться как биосферозагрязнители”, отходы – это остатки продуктов или дополнительный продукт, образующийся в процессе или по завершению определенной деятельности и не используемые в непосредственной связи с этой деятельностью.

Соответственно различают отходы производства и отходы потребления.

При этом в силу пункта 3.1.1. отходы производства: Остатки сырья, материалов, веществ, изделий, предметов, образовавшиеся в процессе производства продукции, выполнения работ (услуг) и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства; а в силу пункта 3.1.2. отходы потребления: Остатки веществ, материалов, предметов, изделий, товаров (продукции или изделий), частично или полностью утративших свои первоначальные потребительские свойства для использования по прямому или косвенному назначению в результате физического или морального износа в процессах общественного или личного потребления (жизнедеятельности), использования или эксплуатации. К отходам потребления относят в основном твердые, порошкообразные и пастообразные отходы (мусор, стеклобой, лом, макулатуру, пищевые отходы, тряпье и др.), образующиеся в населенных пунктах в результате жизнедеятельности людей.

Одновременно в силу пункта 3.16 ГОСТа 30772-2001 побочный продукт представляет собой дополнительную продукцию, образующуюся при производстве основной продукции и не являющуюся целью данного производства, но пригодную как сырье в другом производстве или для потребления в качестве готовой продукции. При этом, примечанием к данному пункту установлено, что побочный продукт не является отходом.

В этой связи “свиной навоз” не относится ни к отходам производства, ни к отходам потребления, он не уничтожается и не подлежит захоронению, а является сырьем для приготовления органического удобрения.

Принимая во внимание тот факт, что ни в Федеральном законе от 24.08.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления”, ни в Федеральном законе от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды” не содержится понятия “отходы животноводства” и, как следствие, “утилизация отходов животноводства”, соответствующую позицию сформировало Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации в ряде писем, в том числе, в письме от 05.05.2016 N 04-12-27/9376.

Так, по мнению Министерства, в случае отнесения навоза, помета и других органических веществ и материалов, которые образуются в животноводстве в результате содержания сельскохозяйственных животных и являются продуктами жизнедеятельности последних, к продукции и (или) их использования в качестве промежуточных (побочных) продуктов для собственных нужд требования природоохранного законодательства, включая требования к получению лицензий на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности, оформлению паспортов, разработке проектов, нормативов образования и лимитов на их размещение, расчету и внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов производства и потребления на такие навоз, помет, органические вещества и материалы распространяться не будут.

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации в письме от 11.08.2016 N ВА-14-27/8782 также разъяснило, что если предприятие не производит совокупность действий по сбору, транспортировке, утилизации навоза (помета) и, соответственно, прибыли от такой деятельности не получает, получение лицензии по обращению с опасными отходами такому предприятию не требуется.

Учитывая, что процесс преобразования отходов производства в удобрение происходит естественным путем, он не носит характер самостоятельного вида деятельности и не является утилизацией в смысле, придаваемом этому понятию статьей 1 Закона N 89-ФЗ.

Из материалов настоящего дела не следует, что общество занимается деятельностью по обращению с опасными отходами в том понимании, которое придается ему положениями Закона N 89-ФЗ, поскольку оно не занимается приемом органических отходов от иных лиц с целью дальнейшей переработки (утилизации) за соответствующую плату, в связи с чем требования по получению лицензий на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности, на него не распространяются.

Аналогичная правовая позиция содержится в определении Верховного Суда Российской Федерации от 18.09.2019 N 307-ЭС19-15203 по делу N А44-3794/2018, а также постановлениях Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.04.2019 по делу N А56-91661/2018, от 09.06.2020 по делу N А44-4807/2019 и Арбитражного суда Уральского округа от 11.08.2017 по делу N А76-28269/2016.

С учетом изложенного, суды необоснованно посчитали доказанным наличие в действиях общества признаков административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Какие проблемы с природными ресурсами связаны с использованием навоза?

Большинство домашних животных кормятся рационом, произведенным в основном за пределами участка. Другими словами, корм доставляется на территорию ограниченного животноводства, животный продукт – мясо, молоко или яйца – удаляется, а навоз остается. Воздействие такого перемещения навоза из зоны производства пищевых продуктов возрастает по мере концентрации животноводческих хозяйств. Земля для внесения навоза по агрономическим нормам часто недоступна без непомерно высоких транспортных расходов, и тенденция к удалению навоза (в отличие от использования его питательных веществ) возрастает.

Выпас животных также усугубляет проблемы с природными ресурсами. Животные, имеющие прямой доступ к ручьям, могут ухудшить качество воды частично из-за того, что навоз попадает прямо в воду, и частично из-за дестабилизации русел рек и ускорения исчезновения прибрежной растительности и буферных полос.

Неуправляемый навоз вносит в водные ресурсы страны питательные вещества, болезнетворные микроорганизмы и органические вещества, требующие кислорода. Загрязнение поверхностных вод – не единственная проблема. Чрезмерное внесение навоза в землю может ухудшить качество почвы. Увеличение содержания питательных веществ, таких как фосфор и калий, в профиле почвы нежелательно и в некоторых отдельных случаях может привести к проблемам на пастбищах. Избыток солей навоза в почвах снижает урожайность сельскохозяйственных культур.

Также может ухудшиться качество воздуха. Исторически сложилось так, что единственной проблемой качества воздуха, связанной с животноводством, были запахи. В настоящее время беспокоят выбросы аммиака и метана. Улетучивание аммиака может способствовать увеличению содержания азота в осадках, что приводит к избытку азота в водоемах и подкислению почв. Метан считается одним из основных источников парниковых газов, связанных с глобальным изменением климата. На предприятиях по производству свинины и молочных продуктов приходится 80 процентов выбросов метана от навоза.

Переработка навоза в удобрение

Переработка навоза стара, как история человечества, и нова, как последняя адаптация проверенной временем практики. Правильное использование навоза приносит пользу как производителю, так и остальной экосистеме.

Твердые навозы компостируются, часто с городскими остатками, такими как листья и обрезки травы, для внесения удобрений в почву с высоким содержанием органических веществ. 

Лагуны с жидким навозом закрываются для улавливания и использования метана и других газов, снижения затрат на энергию, контроля запахов и выбросов метана, а также для производства навоза с питательными веществами, которые более доступны для роста растений.

Внесение навоза в землю в надлежащее время с использованием надлежащих методов управления и в надлежащих количествах позволяет повторно использовать питательные вещества в почвенном профиле, сокращая расходы на коммерческие (неорганические) удобрения, а также необходимость добавления органических веществ. Правильное использование навоза улучшает качество воды за счет предотвращения миграции таких загрязнителей, как питательные, органические и патогенные микроорганизмы, в поверхностные и грунтовые воды. Качество почвы также улучшается за счет добавления органических материалов, улучшающих рыхление почвы и повышающих ее водоудерживающую способность. Качество воздуха  улучшается за счет снижения выбросов метана и соединений аммиака, а также уменьшения запахов.

Что такое компост

Компост – это смесь органических остатков (навоз, солома и другие растительные остатки), которые были сложены, перемешаны и увлажнены для термофильного (высокая температура от 45 до 70 градусов по Цельсию) разложения.

Компостирование требует регулярного введения кислорода, который стимулирует аэробные микроорганизмы. Они питаются органическими компонентами и превращают сложенный органический материал в довольно стабильную, богатую питательными веществами почвенную добавку. Компост можно вносить на сельскохозяйственные поля в качестве удобрения, добавлять для улучшения структуры почвы, заменять торф в садоводстве и использовать в качестве микробной добавки для повышения активности ферментов.

Процесс компостирования навоза

Микроорганизмы, ответственные за компостирование, являются естественными для  навоза. Правильно управляя компостом, производитель способствует разложению этих микробов. Навоз должен складываться в кучу, соотношение углерода и азота (C / N) должно составлять 30: 1, 50 процентов. Компост должен содержать воду, а куча должна быть аэробной (содержать кислород).

Переворачивание навоза имеет важное значение для компостирования навоза. При переворачивании компоста в систему попадает кислород, гомогенизируется куча и разбиваются комки. Перемешивание обеспечивает больший контакт навоза с микробами. Ува наиболее распространенных метода переворачивания компоста – это валкователь или ковшовый трактор. 

Внесение компоста

Компосты из навоза не только улучшают физические и химические характеристики почвы; они также являются хорошим источником удобрений для растениеводства. Однако большая часть азота связана в виде сложных органических соединений (иммобилизована) и не сразу готова к усвоению растениями. Почвы пахотных земель и компост должны быть проверены на наличие питательных веществ. Азот, фосфор и калий, как правило, являются наиболее ограничивающими питательными веществами, необходимыми для сельскохозяйственных культур.

Применение компоста должно основываться на потребностях сельскохозяйственных культур. Внесение навоза обычно основано на потребностях в азоте для этой культуры. У большинства сельскохозяйственных культур отношение азота к фосфору (N / P) составляет от 7 к 1 до 10 к 1, тогда как у компостированного навоза соотношение N / P обычно составляет 1 к 2. По этой причине управление питательными веществами основываются на управлении фосфором. Это предотвращает загрузку питательными веществами и высокий уровень фосфора, который может накапливаться при неправильном использовании компоста. 

Компост следует вносить калиброванным разбрасывателем. Это гарантирует внесение необходимого количества питательных веществ, а также снижает вероятность загрязнения. 

Чтобы правильно компостировать, с навозом нужно обращаться должным образом. Соотношение углерод / азот должно составлять примерно 30: 1, содержание влаги должно составлять примерно 50 процентов, а кислородом необходимо регулярно насыщать компост путем переворачивания. 

Близость поверхностных и грунтовых вод важна при выборе места для компоста. Площадка для компоста должна находиться в зоне, не подверженной загрязнению грунтовых вод в результате выщелачивания или где фильтрат может стекать в поверхностные воды.

Людмила Лисичникова
Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
EcoProverka.ru
Добавить комментарий

  1. Зимина А.А.

    Добрый день.
    Почему написано, что “Таким образом, использование отхода – навоза КРС для производства удобрения органического – это утилизация отхода.
    Деятельность по утилизации отходов 4 класса опасности подлежит лицензированию.”
    Есть Разъяснения Минприроды России по вопросу оформления лицензии по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности при обращении с навозом.
    Там четко сказано, что “Таким образом, в случае отнесения в соответствии с законодательством навоза, помета и других органических веществ и материалов, которые образуются в животноводстве в результате содержания сельскохозяйственных животных и являются продуктами жизнедеятельности последних, к продукции, и (или) их использования в качестве продуктов по целевому назначению для собственных нужд, требования природоохранного законодательства, включая требования к получению лицензий на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности, оформлению паспортов, разработке проектов нормативов образования и лимитов на их размещение, расчету и внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов производства и потребления на такие навоз, помет, органические вещества и материалы, распространяться не будут.”

    Опубликовано на официальном сайте Минприроды Росии : 23 Мая 2016 (17:48)

    Ссылка на источник информации: http://www.mnr.gov.ru/activities/detail.php?ID=143693

    Ответить
    1. Людмила Лисичникова автор

      Добрый вечер.
      1. Федеральный закон выше писем минприроды вообще-то.
      Формально, если подходить по букве закона, а именно ФЗ “Об отходах производства и потребления”, то использование отхода это утилизация. Почитайте термин утилизация. Дальше навоз свежий – это еще не продукция, продукцией может быть навоз перепревший. И то должен быть регламент, ТУ. Производство удобрения (навоза перепревшего) должно происходить в соответствии с разработанными ТУ и регламентом (у меня на сайте образцы этих документов есть). По данному вопросы у контролирующих органов нет единой позиции, поэтому напишите письмо в ваш контролирующий орган, вам ответят – вы будете знать что вам делать.
      В общем я считаю, что отход в виде навоза свежего у вас однозначно образуется. Далее идет использование его для производства товара – удобрения. Использование – это утилизация отхода, значит нужна лицензия. Ну и если использование идет для собственных нужд (т.е. вы удобряете исключительно свои сельхоз. поля, они у вас в собственности), то в соответствии с указанными разъяснениями вам лицензия не нужна. Но паспорт, журнал учета отходов по навозу свежему должны быть в обязательном порядке. Я кстати в свое время получала лицензию на утилизацию навоза. Ничего сложного, по времени долго. Если писать письмо не хочется, можно выяснить позицию вашего надзорного органа так: посмотреть в плане проверок на 19 год по вашему надзорному органу сельхоз организации и позвонить туда, выяснить требования и результаты проверки.

      Ответить
Пример HTML-страницы