Пример HTML-страницы

Лицензия по обращению с отходами

Лицензия по обращению с отходами это обязательный документ, в случае если предприятие осуществляет вид деятельности, как обращение с отходами (кроме накопления).

В соответствии с пунктом 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
Деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности подлежит лицензированию (пункт 30 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” с учетом положений настоящего Федерального закона.

Таким образом, предприятие допускает нарушение пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию,
размещению отходов I – IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” с учетом положений настоящего Федерального закона.
Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо не вправе осуществлять деятельность по сбору,
транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности на конкретном объекте обезвреживания отходов и (или) объекте размещения отходов I – IV классов опасности, если на этом объекте уже осуществляется деятельность по обезвреживанию и (или) размещению отходов I – IV классов опасности другим индивидуальным предпринимателем или другим юридическим лицом, имеющими лицензию на указанную деятельность.
Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2020 г. № 2290 “О лицензировании деятельности по сбору,
транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности” установлен порядок лицензирования деятельности по обращению с отходами I – IV классов опасности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Деятельность в области обращения с отходами составляют работы по:

  1. Сбору отходов I-IV класса опасности
  2. Транспортированию отходов I-IV класса опасности
  3. Обработке отходов I-IV класса опасности
  4. Утилизации отходов I-IV класса опасности
  5. Обезвреживанию отходов I-IV класса опасности
  6. Размещению отходов I-IV класса опасности

Лицензирование деятельности в области обращения с отходами осуществляется Федеральной службой по
надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор – лицензирующий орган).
Лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии при его намерении осуществлять
деятельность в области обращения с отходами, а также к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами, являются:

лицензионные требования

Грубым нарушением является невыполнение лицензиатом установленных лицензионных требований, повлекшее за собой последствия:
1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Также грубым нарушением является:
а) отсутствие у лицензиата – индивидуального предпринимателя и работников, заключивших с лицензиатом
трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимого для работы с отходами I – IV классов опасности, подтвержденного документами об образовании и (или) о квалификации на право работы с отходами I – IV классов опасности;
б) использование лицензиатом объекта государственной экологической экспертизы в случаях, определенных
Федеральным законом “Об экологической экспертизе”, при осуществлении деятельности по утилизации,
обезвреживанию, размещению отходов с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы.
7.2 Процедура лицензирования деятельности по обращению с опасными отходами
Для получения лицензии соискатель лицензии представляет по установленной форме в лицензирующий орган или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ), если соответствующая услуга предоставляется через МФЦ:
1) заявление о предоставлении лицензии, которое подписывается руководителем постоянно действующего
исполнительного органа юридического лица или иным имеющим право действовать от имени этого юридического лица лицом либо индивидуальным предпринимателем и в котором указываются:

  • полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и
    организационно-правовая форма юридического лица, адрес его места нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять соискатель лицензии, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, с указанием номера телефона и (в случае, если имеется) адреса электронной почты юридического лица;
  • фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, адрес его места
    жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять соискатель лицензии, данные документа, удостоверяющего его личность, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, с
    указанием номера телефона и (в случае, если имеется) адреса электронной почты индивидуального предпринимателя;
  • идентификационный номер налогоплательщика, данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;
  • лицензируемый вид деятельности в соответствии с частью 1 статьи 12 настоящего Федерального закона,
    который соискатель лицензии намерен осуществлять, с указанием выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности;

2) реквизиты документов (наименование органа, выдавшего документ, дата, номер), перечень которых
определяется Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2020 г. N 2290 “О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности”, которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям  и информации об оплате государственной пошлины, взимаемой за предоставление данного вида государственных и муниципальных услуг.

Содержание
  1. Кому нужна лицензия по обращению с отходами
  2. Реестры лицензий по регионам РФ
  3. Лицензия на деятельность по обращению с отходами – срок действия
  4. Получение лицензии по обращению с отходами
  5. Сбор исходных сведений и подготовка материалов обоснования намечаемой деятельности для проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы документации
  6. Получение санитарно-эпидемиологического заключения в Роспотребнадзоре
  7. Рассмотрение документов в Росприроднадзоре
  8. Переоформление лицензии на обращение с отходами, прекращение осуществления лицензируемого вида деятельности
  9. Получение лицензии на транспортирование отходов
  10. Основные нарушения лицензионных требований
  11. Обращение с отходами без лицензии
  12. Письмо Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 7 мая 2021 г. N МК-02-00-34/14218 “О направлении разъяснений”

Кому нужна лицензия по обращению с отходами

Виды деятельности, по которым необходимо оформлять лицензию на отходы:

  • сбор отходов I – IV классов опасности – прием отходов от сторонних организаций,
  • транспортирование отходов I – IV классов опасности – перевозка отходов за пределы предприятия,
  • обработку отходов I – IV классов опасности – сортировку, разбору, очистку отходов,
  • утилизацию отходов I – IV классов опасности – образующийся отход для предприятия является сырьем в производстве товара или продукции, оказания услуг, отход повторно используется в производстве,
  • обезвреживание отходов I – IV классов опасности – если отход участвует в процессе, в результате которого происходит изменение физико-химических свойств отхода, уменьшение его массы,
  • размещение отходов I – IV классов опасности – занимается хранением и захоронением отходов I – IV классов опасности.

Реестры лицензий по регионам РФ

Реестр лицензий Алтайский край, Кемеровская область.

Реестр лицензий по Хабаровскому краю, Амурской области, ЕАО

 

Лицензия на деятельность по обращению с отходами – срок действия

Лицензия на отходы – это бессрочный документ, но только в том случае, если у вас не произошли какие-либо изменения в производстве, технологиях, которые повлекли изменения состава и свойств отходов или процессов.

Получение лицензии по обращению с отходами

Поэтапная процедура получения лицензии по обращению с отходами:

Сбор исходных сведений и подготовка материалов обоснования намечаемой деятельности для проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы документации

Это основной этап работы и проводится он внутри предприятия. Далее что необходимо сделать – подать документы на проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы документации соискателя лицензии в ФБУЗ.

Перечень документов, которые должно собрать предприятие для получения санитарно-эпидемиологической экспертизы и предоставить в ФБУЗ:

  • обоснование намечаемой лицензируемой деятельности в виде пояснительной записки;
  • заверенные надлежащим образом копии уставных документов (устав, свидетельство о регистрации юридического лица, свидетельство о постановке на налоговый учет и т.д.);
  • заверенные надлежащим образом копии документов на здания, строения, сооружения (в том числе на объекты обезвреживания и (или) размещения отходов I-IV классов опасности), помещения, оборудование (в том числе специальное), специализированные установки, принадлежащие соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих установленным требованиям (договоры купли-продажи, договоры аренды или субаренды);
  • заверенная надлежащим образом копия заключения государственной экологической экспертизы на оборудование (объект) в случае, если планируется осуществление деятельности по размещению или обезвреживанию отходов;
  • заверенные надлежащим образом копии документов на транспортные средства (договоры купли-продажи, договоры аренды или субаренды транспортных средств без экипажа, паспорта транспортных средств, свидетельства о регистрации транспортных средств);
  • заверенные надлежащим образом копии документов, подтверждающих заключение трудовых договоров на осуществление деятельности в области обращения с отходами между соискателем лицензии и работниками, допущенными к обращению с отходами (копии трудовых договоров или справка о трудовых договорах, подписанная руководителем);
  • заверенные надлежащим образом копии заводской (эксплуатационной) документации на используемое оборудование;
  • заверенные надлежащим образом копии приказов о назначении лиц, ответственных за соблюдение требований природоохранного законодательства (в том числе, за допуск к работам по обращению с отходами);
  • заверенные надлежащим образом копии договоров на проведение предварительных и периодических медицинских осмотров работников;
  • заверенные надлежащим образом копии договоров на проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров работников (водителей);
  • заверенные надлежащим образом копии договоров поставки специальной одежды, специальной обуви, средств индивидуальной защиты;
  • заверенные надлежащим образом копии договоров на стирку и химчистку специальной одежды (в случае необходимости);
  • заверенные надлежащим образом копии договоров на поставку отходов для последующей транспортировки, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения (при наличии);
  • заверенные надлежащим образом копии договоров на дальнейшую поставку продукции (отходов), получаемой при обработке, утилизации, обезвреживанию отходов (при наличии);
  • заверенная надлежащим образом копия программы производственного контроля (по необходимости, в зависимости от региона).

Как видите перечень документов довольно большой и собрать его с “0” потребуется время.

Для проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы предприятие должно:

  • заключить договор с ФБУЗ на проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы (тарифы смотрите на сайте ФБУЗ);
  • предоставить комплект вышеперечисленных документов с заявлением на проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы, составленным в свободной форме.

Результатом проведения экспертизы будет получение вашим предприятием:

1. Акта санитарно-эпидемиологического обследования (3 экземпляра).

2. Экспертного заключения (2 экземпляра).

Получение санитарно-эпидемиологического заключения в Роспотребнадзоре

Для получения санитарно-эпидемиологического заключения предприятию необходимо предоставить в Роспотребнадзор:

  • заявление по установленной форме. Заявление должен подписать руководитель предприятия или представитель по доверенности;
  • оригиналы акта санитарно-эпидемиологического обследования и экспертного заключения, полученных в ФБУЗ.

Рассмотрение документов в Росприроднадзоре

В территориальный орган РПН предприятие должно предоставить следующий перечень документов:

  • заявление по установленной форме;
  • копию платежного поручения по уплате государственной пошлины;
  • опись документов по установленной форме;
  • заверенный надлежащим образом пакет документов, который вы предоставляли в ФБУЗ, за исключением: копий договоров поставки специальной одежды, специальной обуви, средств индивидуальной защиты; копий договоров на стирку и химчистку специальной одежды.

Документы рассматриваются в РПН в течении не более 45 рабочих дней. В ходе рассмотрения в обязательном порядке будет проведена выездная проверка по соблюдению условий получения лицензии. Результатом рассмотрения документов в РПН будет получение вашим предприятием лицензии по обращению с отходами или мотивированного отказа в выдаче лицензии.

Конечный этап: вам надо внести реквизиты своей лицензии в модуль природопользователя. Для этого вы в реестре выбираете свое предприятие, выбираете вкладку “добавить лицензию на обращение с отходами”, получаете такое окно:

Переоформление лицензии на обращение с отходами, прекращение осуществления лицензируемого вида деятельности

В соответствии с Приказом Минприроды РФ № 379 от 01.07.2016 “Об утверждении Административного регламента Росприроднадзора по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности”:

Заявители (ЮЛ или ИП) могут обратиться в территориальный орган Росприроднадзора с заявлением:

а) о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности;

б) о переоформлении лицензии;

в) о прекращении осуществления лицензируемого вида деятельности;

г) о предоставлении дубликата лицензии, копии лицензии.

В соответствии с подпунктом б) пункт 15 вышеуказанного Административного регламента:

переоформление (отказ в переоформлении) лицензии осуществляется:

– при намерении Заявителя осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, и (или) выполнить новые виды работ, составляющие лицензируемый вид деятельности, – в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня поступления в территориальный орган Росприроднадзора надлежащим образом оформленного заявления о переоформлении лицензии и в полном объеме прилагаемых к нему документов;

– в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, прекращения лицензируемого вида деятельности по одному или нескольким адресам ее осуществления, указанным в лицензии, прекращения выполнения одного или нескольких видов работ, составляющих лицензируемых вид деятельности, – в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня поступления в территориальный орган Росприроднадзора надлежащим образом оформленного заявления о переоформлении лицензии и в полном объеме прилагаемых к нему документов;

Таким образом, лицензия по обращению с отходами переоформляется в случаях:

  • изменения адреса осуществления лицензируемой деятельности;
  • осуществления новых видов деятельности, подлежащей лицензированию;
  • реорганизации ЮЛ в форме преобразования, слияния, изменения наименования (если произошли изменения в ЕГРЮЛ);
  • изменения места жительства, ФИО ИП, реквизитов документа, удостоверяющего его личность (паспорта);
  • прекращения лицензируемого вида деятельности по одному или нескольким адресам ее осуществления, указанным в лицензии;
  • прекращения выполнения одного или нескольких видов работ, составляющих лицензируемый вид деятельности.

В зависимости от причины переоформления лицензии отличается перечень предоставляемых документов:

1.В случае переоформления лицензии по причине изменения адреса места осуществления лицензируемой деятельности  и (или) выполнения новых видов работ, являющихся лицензируемыми, заявитель представляет в территориальный орган Росприроднадзора следующие заявительные документы:

а) заявление о переоформлении лицензии, оформленное в соответствии с приказом Росприроднадзора от 16 марта 2016 г. N 132 “Об утверждении форм документов, используемых Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в процессе лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности”;

б) для работ по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности – копии документов, подтверждающих наличие у Заявителя принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, строений, сооружений (в том числе объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I – IV классов опасности) и помещений, необходимых для выполнения заявленных работ по новому адресу, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре, – реквизиты документов, подтверждающих сведения об этих зданиях, строениях, сооружениях, помещениях);

в) для работ по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов I – IV классов опасности – сведения о наличии у Заявителя принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании оборудования (в том числе специального) и установок, специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, необходимых для выполнения заявленных работ по новому адресу;

г) для работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности – копии свидетельств (сертификатов) на право работы с отходами I – IV классов опасности, выданных работникам, заключившим с Заявителем трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами по новому адресу;

д) оригинал действующей лицензии;

е) опись документов.

 А также:

– документ, подтверждающий факт уплаты государственной пошлины за предоставление государственной услуги;

– для работ по обезвреживанию и размещению отходов I – IV классов опасности – копию положительного заключения государственной экологической экспертизы документации, являющейся объектом государственной экологической экспертизы (за исключением материалов обоснования лицензий на осуществление деятельности) в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ “Об экологической экспертизе”;

– для работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности – копию санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих лицензируемый вид деятельности;

– для работ по обезвреживанию и размещению отходов I – IV классов опасности – копию разрешения на строительство или разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию;

– сведения о юридическом лице из Единого государственного реестра юридических лиц;

– сведения об индивидуальном предпринимателе из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;

– выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

2.  Если переоформление лицензии по обращению с отходами необходимо при произошедшей реорганизации ЮЛ в форме преобразования, слияния, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, прекращения лицензируемого вида деятельности по одному или нескольким адресам ее осуществления, указанным в лицензии, прекращения выполнения одного или нескольких видов работ, составляющих лицензируемый вид деятельности, заявитель представляет в территориальный орган Росприроднадзора:

а) заявление о переоформлении лицензии, оформленное в соответствии с приказом Росприроднадзора от 16 марта 2016 г. N 132 “Об утверждении форм документов, используемых Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в процессе лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности”;

б) оригинал действующей лицензии;

в) опись документов.

А также:

– документ, подтверждающий факт уплаты государственной пошлины за предоставление государственной услуги;

– сведения о юридическом лице из Единого государственного реестра юридических лиц;

– сведения об индивидуальном предпринимателе из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

В случае если ваше предприятие прекратило заниматься лицензируемым видом деятельности, то заявителю необходимо представить  в территориальный орган Росприроднадзора:

а) заявление о прекращении лицензируемого вида деятельности, оформленное в соответствии с приказом Росприроднадзора от 16 марта 2016 г. N 132 “Об утверждении форм документов, используемых Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в процессе лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности”;

б) оригинал действующей лицензии.

Получение лицензии на транспортирование отходов

При получении лицензии на транспортирование ртутьсодержащих отходов Росприроднадзор стал озвучивать требование по оборудованию транспортного средства газоанализатором.

По поводу газоанализатора я писала здесь.

По поводу условий транспортирования опасных отходов и образцы знаков опасности здесь.

Судебная практика по наличию у соискателя лицензии (лицензиата) специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств и обучения водителей:

В силу части 1 статьи 9 Закона N 89-ФЗ лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности осуществляется в соответствии с Законом N 99-ФЗ с учетом положений настоящего Федерального закона.
 
В соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности подлежит лицензированию.
 
В статье 1 Закона N 89-ФЗ указано, что транспортирование отходов – это перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.
 
Согласно части 1 статьи 14 Закона N 99-ФЗ в срок, не превышающий сорока пяти рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов, лицензирующий орган осуществляет проверку полноты и достоверности содержащихся в указанных заявлении и документах сведений, в том числе проверку соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям, в порядке, установленном статьей 19 настоящего Федерального закона, и принимает решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении.
 
В соответствии с пунктом 5 статьи 19 Закона N 99-ФЗ предметом внеплановой выездной проверки соискателя лицензии или лицензиата в случаях, предусмотренных частями 7 и 9 статьи 18 указанного Закона, являются состояние помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, которые предполагается использовать соискателем лицензии или лицензиатом при осуществлении лицензируемого вида деятельности, и наличие необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности работников в целях оценки соответствия таких объектов и работников лицензионным требованиям.
 
В случае принятия решения об отказе в предоставлении лицензии лицензирующий орган вручает в течение трех рабочих дней со дня принятия этого решения соискателю лицензии или направляет ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении уведомление об отказе в предоставлении лицензии с мотивированным обоснованием причин отказа и со ссылкой на конкретные положения нормативных правовых актов и иных документов, являющихся основанием такого отказа, или, если причиной отказа является установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям, реквизиты акта проверки соискателя лицензии (часть 6 статьи 14 Закона N 99-ФЗ).
 
Согласно части 7 статьи 14 Закона N 99-ФЗ основанием отказа в предоставлении лицензии является:
1) наличие в представленных соискателем лицензии заявлении о предоставлении лицензии и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации;
2) установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям;
3) представление соискателем лицензии заявления о предоставлении лицензии на указанный в пункте 38 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона вид деятельности и прилагаемых к этому заявлению документов, если в отношении соискателя лицензии имеется решение об аннулировании ранее выданной лицензии на такой вид деятельности.
 
Порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, регулируется Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV класса опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 N 1062 (далее – Положение N 1062).
 
Как установлено в ходе проверки, в нарушение подпункта “в” пункта 3 Положения N 1062 транспортные средства Общества оборудованы специальными знаками, не соответствующими установленным требованиям, а также перевозимым грузам.
Согласно подпункту “в” пункта 3 Положения N 1062 лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность в области обращения с отходами, а также к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами, являются для работ по транспортированию отходов I – IV классов опасности – наличие у соискателя лицензии (лицензиата) специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям.
 
Указанные требования отражены в Европейском соглашении о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 года (ДОПОГ).
 
Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.08.1995 N 73 (действовавшие в период издания оспариваемого приказа), были разработаны с учетом требований ДОПОГ.
 
В соответствии с пунктом 3 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 N 272 (далее – Правила N 272), перевозка опасных грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщении осуществляется в соответствии с требованиями, установленными приложениями A и B Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 года (ДОПОГ) и указанными Правилами.
 
В подпункте 5.2.2.2.2 пункта 5.2.2.2 Главы 5.2 “Маркировка и знаки опасности” Приложения В ДОПОГ содержатся Образцы знаков опасности, которые должны быть установлены на транспортных средствах заявителя в соответствии с заявленными типами отходов производства и потребления, а именно, знак N 9 – опасность класса 9 “Прочие опасные вещества и изделия”.
 
 
Кроме того, транспортные средства должны быть снабжены табличкой оранжевого цвета с идентификационным номером опасности и номером ООН, пример которой содержится в подпункте 5.3.2.2.3 пункта 5.3.2.2 Главы 5.3 “Размещение информационных табло и маркировки на контейнерах, МЭГК, MEMU, контейнерах-цистернах, переносных цистернах и транспортных средствах” Приложения В ДОПОГ.
 
В соответствии с подпунктами 5.3.1.3, 5.3.1.4.1 пункта 5.3.1 Главы 5.3 “Размещение информационных табло и маркировки на контейнерах, МЭГК, MEMU, контейнерах-цистернах, переносных цистернах и транспортных средствах” Приложения “В” ДОПОГ, если информационное табло, прикрепленные к контейнерам не видны снаружи перевозящих их транспортных средств, то такие же информационные табло должны также прикрепляться к обеим боковым сторонам и сзади транспортного средства.
 
На транспортных средствах, перевозящих грузы насыпью/навалом, информационные табло должны размещаться на обеих боковых сторонах и сзади транспортного средства.
 
Как следует из материалов дела и установлено судами, в данном случае ООО “***” не соблюдены изложенные выше требования относительно специальных знаков, которыми должны быть снабжены транспортные средства, необходимые для выполнения заявленных работ.
Податель жалобы ссылается на то, что ДОПОГ не применяется, поскольку не был опубликован официально.
Кассационная инстанция отклоняет указанный довод жалобы в связи со следующим.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.1994 N 76 Россия 28.04.1994 официально присоединилась к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ), правила, предусмотренные ДОПОГ должны соблюдаться на территории Российской Федерации.
В связи с этим Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) в силу части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации с 28.04.1994 является составной частью правовой системы Российской Федерации.
Указание Общества на неопубликование Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) в соответствии с требованиями Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ “О международных договорах Российской Федерации” (далее – Закон N 101-ФЗ) является несостоятельным, поскольку присоединение России к указанному международному соглашению имело место до принятия Закона N 101-ФЗ.
Кассационная инстанция считает ошибочным утверждение подателя жалобы со ссылкой на часть 2 ДОПОГ и положения Межгосударственного стандарта ГОСТ 19433-88 “Грузы опасные. Классификация и маркировка”, утвержденном постановлением Госстандарта СССР от 19.08.1988 N 2957 о том, что перевозимые им отходы не являются опасным грузом, как основанное на ошибочном толковании приведенных норм права.
Кроме того, при осуществлении проверки установлено, что в нарушение подпункта “г” пункта 3 Положения N 1062, статьи 15 Закона N 89-ФЗ Обществом не представлены документы, подтверждающие наличие подготовки водителей транспортного средства, перевозящего отходы I – IV класса опасности.
В соответствии с подпунктом “г” пункта 3 Положения N 1062 лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность в области обращения с отходами, а также к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами, являются для работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности – наличие у соискателя лицензии (лицензиата) – индивидуального предпринимателя и у работников, заключивших с соискателем лицензии (лицензиатом) трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I – IV классов опасности.
Согласно статье 15 Закона N 89-ФЗ лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I – IV классов опасности. Ответственность за допуск работников к работе с отходами I – IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации. Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование лиц, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности, осуществляются в соответствии с законодательством об образовании.
В соответствии с пунктом 5.4.2(2).5 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 398, свидетельства о подготовке водителей автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы, и документы (удостоверения) об утверждении курсов такой подготовки выдает Федеральная служба по надзору в сфере транспорта.
В соответствии с подпунктом 8.2.1.1 пункта 8.2.1 Главы 8.2 Приложения “В” ДОПОГ “Положения, касающиеся транспортного оборудования и транспортных операций” водители транспортных средств, перевозящих опасные грузы, должны иметь свидетельство, выданное компетентным органом и удостоверяющее, что они прошли курс подготовки и сдали экзамен на знание специальных требований, которые должны выполняться при перевозке опасных грузов.

Основные нарушения лицензионных требований

– отсутствие государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I – V классов опасности, в том числе проектная документация на строительство, реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I – V классов опасности, а также проекты вывода из эксплуатации указанных объектов, проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I – V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I – V классов опасности;

– отсутствие государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I – V классов опасности, в том числе проектная документация на строительство, реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I – V классов опасности, а также проекты вывода из эксплуатации указанных объектов, проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I – V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I – V классов опасности;

– использование объекта размещения и (или) обезвреживания отходов I – IV классов опасности с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы

– осуществление лицензируемых видов деятельности с отходами, не указанными в лицензии;

– отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих деятельность по обращению с отходами;

– допуск к деятельности в области обращения с отходами лиц, не имеющих профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I – IV классов опасности.

Ответственность за осуществление лицензируемой деятельности в области обращения с отходами без лицензии определена ч.2 ст.14.1 КоАП РФ, предусматривающей наложение штрафа на юридическое лицо в размере до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой, а также ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ в виде административного штрафа до 250 тыс. руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Кроме того, осуществление деятельности без лицензии может быть квалифицированно как незаконное предпринимательство, что влечет за собой уголовную ответственность (ст. 171 УК РФ).

Обращение с отходами без лицензии

Обращение с отходами без лицензии

Лицензия на отходы – это обязательный документ, если ваше предприятие занимается всеми видами обращения с отходами, кроме накопления.

Письмо Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 7 мая 2021 г. N МК-02-00-34/14218 “О направлении разъяснений”

 

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования рассмотрела обращение ООО “Онлайн Экология” от 19.04.2021 N 16/2021, поступившее на официальный сайт Росприроднадзора 19.04.2021, о возможности подачи документов в электронном виде для получения государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности и сообщает следующее.

В настоящее время на едином портале государственных услуг Российской Федерации не реализована функция подачи заявления в электронном виде на предоставление государственной услуги по лицензированию деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.

Дополнительно сообщаем, что подать документы в электронном виде, подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью, возможно воспользовавшись сервисом сайта Росприроднадзора “Направить обращение”. Заявление и документы, необходимые для оказания государственной услуги, рекомендуется разместить на облачное хранение. Ссылка на облачное хранение указывается в обращении. Обращаем Ваше внимание, что подписанию усиленной квалифицированной электронной подписью подлежат также все документы, прилагаемые к заявлению о предоставлении государственной услуги. Заявителями на получение лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, планирующие осуществлять или осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

Полномочия представителей, действующих от имени Заявителей, подтверждаются доверенностью, оформленной в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

При рассмотрении заявительных документов заявителям будут обеспечены все права, установленные Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг”, а также иными федеральными законами и нормативными правовыми актами, устанавливающими требования к предоставлению соответствующих государственных услуг.

Законодательством о лицензировании не предусмотрено представление заявителем нотариально заверенных копий документов. В случае направления заявителем копий документов, необходимость представления которых установлена требованиями статей 13 и 18 Федерального закона от 04.056.2011 N 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности”, Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2020 N 2290, и Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, утвержденным приказом Росприроднадзора от 29.05.2020 N 585, они должны быть заверены заявителем надлежащим образом.

ГОУ (3) Паспорта на отходы (11) водный объект (8) выбросы (8) модуль природопользователя (1) население (3) обучение (2) отбор проб (6) отходы (40) отчеты (3) питьевая вода (3) плата за негативное воздействие (1) постановка на учет (4) программа ПЭК (3) сточные воды (5) удобрение (2) штрафы (10) экология (2)

Людмила Лисичникова
Оцените автора
( Пока оценок нет )
EcoProverka.ru
Добавить комментарий

  1. Оксана

    Добрый день, поясните пожалуйста, мы организация водопроводно-канализационного хозяйства, на очистных сооружениях есть отходы – илы, хранятся на иловых картах (полях), считаются отходами 4 класса, за пределы предприятия не вывозятся перемещаются только по территории, нужна ли лицензия на обращение с отходами.

    Ответить
    1. Людмила Лисичникова автор

      Добрый вечер! Но иловый осадок не может же у вас бесконечно храниться? 11 месяцев, а дальше? Напишите куда он уходит дальше. Что значит перемещается по территории – бесконечно накапливается? У вас есть специализированная площадка для хранения? Надо больше информации…

      Ответить
  2. Карл

    Подскажите, если мы занимаемся только отходами 5 класса опасности… Надо ли нам получать лицензию?

    Ответить
    1. Людмила Лисичникова автор

      Нет не надо.

      Ответить
  3. TravisroomE

    Долго ли по времени занимает получение лицензии со всеми согласованиями?

    Ответить
    1. Людмила Лисичникова автор

      Я в свое время получала лицензию в течении полугода. Поэтому рекомендую заложить срок на все процедуры по получению лицензии – не менее полугода.

      Ответить
  4. Davidboavy

    Занимаемся скупкой отработанных АКБ. Нужна ли нам лицензия на обращение с отходами?

    Ответить
    1. Людмила Лисичникова автор

      По букве закона вы занимаетесь сбором отходов 2-3 класса опасности, значит должны иметь лицензию на данный вид деятельности.

      Ответить
  5. antikvarnib

    Добрый день! Надо ли получать лицензию если у нас образуется навоз свиной?

    Ответить
  6. Анна

    Добрый день, занимаюсь разработкой технологического регламента по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов для предприятия у которого 16 филиалов для оформления лицензии (лицензию получаем на одно предприятие у которого куча филиалов). В каждом филиале есть свои отдельные виды деятельности по обращению с отходами (транспортирование), а у некоторых (обработка, обезвреживание..). Подскажите пожалуйста:
    1. Cтруктуру (содержание) подобного регламента
    2. Какие документы должны быть приложены к регламенту
    3. Если есть есть шаблоны, вы могли бы поделиться?
    Спасибо!!!

    Ответить
    1. Людмила Лисичникова автор

      Все что у меня есть по регламентам выложено здесь на сайте. Ничем более помочь не могу. Если что-то появится, также будет выложено на сайте.

      Ответить
      1. Анна

        Спасибо за ответ!

        Ответить
  7. Алена

    Добрый день. Подскажите пожалуйста. Мы закупаем дрова для отопления котла. Дрова сами распиливаем. Получаем отход древесные опилки. Можем ли мы их сжигать в котле, как отход. Древесные опилки указываем как отход 5 класса. В отчетах ставим, что столько тонн древ. опилок образовано и столько же использовано. Нужна ли лицензия на использование отходов 5 класса? Нужно ли подтверждать 5 класс биотестированием. Спасибо.

    Ответить
    1. Людмила Лисичникова автор

      добрый. Лицензия на 5 класс опасности не требуется. Опилки же есть в ФККО – прочитайте про биотестирование https://ecoproverka.ru/biotestirovanie-othodov-5-klassa-opasnosti/. Думаю сжигать можете – у вас инвентаризация есть? https://ecoproverka.ru/inventarizaciya-vybrosov/

      Ответить
  8. Алена

    Спасибо за ответ. ФККО – 30529111205 – Опилки и стружка натуральной чистой древесины несортированные. Инвентаризация выбросов есть в проекте ПДВ. А нужно ли подтверждать 5 класс биотестированием?

    Ответить
    1. Людмила Лисичникова автор

      нет

      Ответить
  9. Виталий

    Доброго. Подскажите, вы принимали участие в получении лицензии только на этапе “получение лицензии” или и на этапе “получение СЭЗ”?

    Ответить
    1. Людмила Лисичникова автор

      На всех этапах.

      Ответить
  10. Марина

    Добрый день, Людмила! Занимаемся транспортированием отходов, есть лицензия на сбор и транспортирование отходов 4 класса опасности.

    С 1 февраля 2020г. вступил в силу Приказ № 01-17-35, о том, что перемещение отходов 5 класса опасности на территории Лен. обл. БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ запрещено. Срок Разрешения до 3 месяцев и на определенное количество поездок на территории ЛО.
    Т. е. неважно что у нас есть лицензия, все равно надо получать это РАЗРЕШЕНИЕ? Заранее благодарна за ответ.

    Ответить
    1. Людмила Лисичникова автор

      Первый раз такое увидела…Перемещение отходов 5 класса и именно от строительства, сноса зданий и сооружений, грунтов. Если вы осуществляете транспортирование указанных видов отходов на территории Лен. области, то да – у вас должно быть это разрешение. Лицензия регламентирует деятельность с отходами 1-4 класса опасности только.

      Ответить
  11. Эльвира

    Подскажите, пожалуйста,в случае переоформления лицензии (изменился адрес юр.лица и добавились отходы в лицензию) какие документы нужны в Росприроднадзор, новое сан – эпид. мы получили. Старая лицензия от 2017 г. Как на новую или упрощенный перечень?
    Благодарю

    Ответить
    1. Людмила Лисичникова автор

      Спасибо за донат!!! https://ecoproverka.ru/litsenziya-po-obrascheniyu-s-othodami/#i-7
      У вас добавились новые отходы в лицензию – это новый вид осуществления лицензируемой деятельности + реорганизация. Значит вам надо собрать пакет документов, соответствующий в статье ( в разделе по ссылке выше ) у меня пункту 1 и пункту 2. Перечень документов по пункту 1 более полный – по нему и надо собирать документы.

      Ответить
  12. эльвира

    не нашла на сайте информацию по программам экологической безопасности /план природоохранных мероприятий. У нас полигон ТБО, не подскажите, что можно включить кроме мониторинга, поставки дезинф. ср-в,песка, поверки весов.

    Ответить
    1. Людмила Лисичникова автор

      Нет, к сожалению – не помогу ничем.

      Ответить
  13. Алена

    Добрый день. Наше предприятие использует отработанные моторные масла, заправляем гидравлические устройства. В Росприроднадзоре сказали, что нужна лицензия на использование отходов 3 класса. У нас есть лицензия, возили ТБО от населения на свалку (транспортировка). Сейчас этим не занимаемся. Данная лицензия подходит под использование или нет? Нужно переоформлять или делать новую? Просто в Росприроднадзоре не дают нормальных пояснений.

    Ответить
    1. Людмила Лисичникова автор

      У вас лицензия на транспортировку отходов 4 класса опасности. А надо на утилизацию отходов 3 класса опасности. Не проще ли сдавать отработанные масла специализированным организациям? Или часть сдавать и показывать образование только этой части отходов. Остальное в тихую использовать для заправки гидравлики.

      Ответить
  14. Виталий

    Доброго дня! Подскажите пожалуйста какие требования для площадки при получении лицензии на транспортирование отходов 1-5 классов опасности, и в каком законе или приказе это прописано? Заранее благодарю!

    Ответить
    1. Людмила Лисичникова автор

      https://ecoproverka.ru/trebovaniya-ekologicheskoy-bezopasnosti-k-transportirovaniyu-opasnyh-othodov/
      Если вы получаете лицензию только на транспортирование, то при ем тут площадка? Или у вас еще сбор?

      Ответить
  15. Елена

    Добрый день! Предприятие по производству холодильного оборудования планирует получить лицензию на утилизацию отходов производства для исключения уплаты многомилионного экологического сбора (порядка 10 млн руб. в год). В основном это разбор продукции. Сталкивались ли Вы с подобной ситуацией? Как такового используемого оборудования в данном случае нет – только ручной инструмент. Подскажите, пожалуйста, какую документацию может потребовать Росприроднадзор в этом случае?

    Ответить
    1. Людмила Лисичникова автор

      Так экологический сбор к лицензии по обращению с отходами не привязан… Такой ситуации не было. Для получения лицензии стандартный перечень документации. В этой статье он устаревший, недавно введены новые НПА. В выходные постараюсь обновить.

      Ответить
  16. Виталий

    Здравствуйте. К вышенаписанному комментарию! Да, только транспортирование отходов, но планирую большой перечень включить. В санстанции сказали, что будут все равно проверять стоянку для авто, и начали рассказывать о расстояниях до населенных пунктов, покрытиях и тп, хотя я двадцать раз повторял, что отходы будут только транспортироваться, ни сбора ни накопления на стоянке и быть не может! Также, этого у Вас не увидел, попросили какие-то паспорта токсичности на отходы, типа влияние на человека, и я так понял это не те паспорта что в Роспотребнадзоре. Заранее благодарю за Ваше внимание.

    Ответить
    1. Людмила Лисичникова автор

      Ясно, значит будут проверять требования к стоянке для автотранспорта. Паспорта – https://ecoproverka.ru/opredelenie-klassa-opasnosti-toksichnyh-othodov/
      может эта статья вам поможет?

      Ответить
  17. Елена

    Добрый день! Наше предприятие занимается сбором разного лома с содержанием меди для его переплавки и дальнейшего вовлечения в техпроцесс. Можем ли мы обойтись без получения лицензии, по той причине, что мы принимаем лом меди не как отход в соответствии с ФККО, а как вторсырье? В договорах поставки лома именно такая формулировка – медьсодержащее сырье. Причем нами получена лицензия на заготовку, переработку черных и цветных металлов, выданная Министерством торговли.

    Ответить
    1. Людмила Лисичникова автор

      Если захотят придраться, то основания даже по ФККО найдут. Потому как все отходы с содержанием меди 3-4 класса опасности. 5-ого точно не припомню. Вид деятельности по ЕГРЮл какой?

      Ответить
  18. Сергей

    Добрый день! Подскажите пожалуйста, у предприятия имеется лицензия на сбор, транспортирование отходов 4 и 5 класса опасности, при этом на одном из участков в соседнем регионе перестали вывозить отходы 4 и 5 класса опасности, где работают наши подрядчики на территории заказчика. Может ли наша организация вывезти отходы 4 и 5 классов опасности, имея лицензию на их транспортировку с соседнего региона, т.е. субъекта РФ

    Ответить
    1. Людмила Лисичникова автор

      Да, может. У вас же лицензия не по региону, а на территории РФ выдана.

      Ответить
Пример HTML-страницы