С 01.11.2019 вступает в силу ФЗ № 195 “О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части снижения загрязнения атмосферного воздуха”. Давайте попробуем разобраться, что это такое – квотирование выбросов загрязняющих веществ.
Квотирование выбросов загрязняющих веществ. Что это за эксперимент?
Закон обозначил проведение эксперимента по снижению загрязнения атмосферного воздуха в следующих городах: Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец, Чита.
В чем смысл эксперимента – в указанных городах на основании данных сводных расчетов загрязнения АВ (атмосферного воздуха) указанных городов будут выделены квоты выбросов ЗВ (загрязняющих веществ) в АВ.
Срок проведения эксперимента – 01.01.2020 по 31.12.2024 г.
В чем заключается эксперимент:
- Для каждого из указанных городов будет утвержден комплексный план мероприятий по снижению выбросов ЗВ в АВ (далее – комплексный план);
- Цель эксперимента – достижение определенных целевых показателей, персональную ответственность за достижение показателей будет нести губернаторы.
- Для информирования населения будет создана федеральная государственная информационная система мониторинга качества атмосферного воздуха..
Целевые показатели:
- снижение выбросов, достигнутое в ходе реализации комплексного плана,
- перечень мероприятий, направленных на снижение выбросов от источников выбросов на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе на объектах коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур,
- показатели снижения этих выбросов,
- перечень других мероприятий, направленных на улучшение качества атмосферного воздуха, с указанием сроков выполнения этих мероприятий, объемов и источников финансирования, ответственных за выполнение указанных мероприятий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Последний пункт очень интересен – получается в регионе в комплексном плане мероприятий будут прописаны мероприятия в отношении отдельных юридических лиц и ИП, финансирование (я думаю это будет явно не бюджет) и ответственные ЮЛ и ИП ( ну и власти конечно).
Что еще интересно для предприятий в этом законе:
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха:
1) организует проведение сводных расчетов на территориях эксперимента, утверждает заключения о проведении сводных расчетов на территориях эксперимента;
2) утверждает перечень объектов, для которых устанавливаются квоты выбросов (далее – квотируемые объекты);
3) определяет для квотируемых объектов допустимые вклады в концентрацию;
4) устанавливает квоты выбросов и уведомляет об установленных квотах выбросов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на квотируемых объектах;
5) обеспечивает создание и эксплуатацию федеральной государственной информационной системы мониторинга качества атмосферного воздуха на территориях эксперимента;
6) осуществляет мониторинг проведения эксперимента и представляет в Правительство Российской Федерации предложения по внесению изменений в комплексные планы;
7) представляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, ежегодный отчет о ходе проведения эксперимента и результатах проведения эксперимента за прошедший период.
Таким образом, региональными властями (министерствами, комитетами):
- будет утвержден перечень объектов, для которых будут установлены квоты на выбросы;
- для каждого из перечня объекта будет установлен допустимый вклад в концентрацию;
- будут установлены квоты на выбросы для каждого предприятия из перечня;
- предприятия, для которых установлены квоты на выбросы должны быть об этом уведомлены;
- будет проводиться мониторинг за проведением эксперимента.
Это значит, что предприятия, для которых будут установлены квоты на выбросы должны будут разработать и выполнять некие мероприятия по снижению выбросов, если они превышают квоту и отчитываться региональным властям. Эти мероприятия предварительно согласовываются межведомственным советом по проведению эксперимента , далее утверждаются ЮЛ и ИП.
Квотирование выбросов вредных загрязняющих веществ – чем обернется для предприятий?
Действия юридических лиц и ИП по квотированию выбросов ЗВ
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на квотируемых объектах, в срок, не превышающий трех месяцев со дня получения уведомления об установленных квотах выбросов, разрабатывают планы мероприятий по достижению квот выбросов.
пункт 9 статьи 5 ФЗ № 195 “О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части снижения загрязнения атмосферного воздуха”
В случае, если мероприятия, направленные на достижение квот выбросов на квотируемом объекте, не могут быть реализованы в сроки, установленные статьей 1 настоящего Федерального закона, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на квотируемых объектах, включает в план мероприятий по достижению квот выбросов компенсационные мероприятия из перечня компенсационных мероприятий, утверждаемого уполномоченным органом субъекта Российской Федерации для каждой территории эксперимента и размещаемого в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”. Указанные юридическое лицо или индивидуальный предприниматель обеспечивает выполнение таких компенсационных мероприятий самостоятельно или посредством оплаты расходов, связанных с их выполнением. В перечень компенсационных мероприятий включаются мероприятия, направленные на улучшение качества атмосферного воздуха на каждой территории эксперимента и не включенные в комплексный план. Требования к перечню компенсационных мероприятий определяются Правительством Российской Федерации.
пункт 10 статьи 5 ФЗ № 195 “О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части снижения загрязнения атмосферного воздуха”
Для квотируемых объектов, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, утвержденные квоты выбросов включаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в комплексные экологические разрешения, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации согласно их компетенции в разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, выдаваемые в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
пункт 12 статьи 5 ФЗ № 195 “О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части снижения загрязнения атмосферного воздуха”
Таким образом, в комплексном экологическом разрешении (КЭР) для ОНВОС 1 категории должны быть прописаны квоты на выброс ВЗ в АВ.
Для квотируемых объектов, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам II категории, утвержденные квоты выбросов включаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в предусмотренные законодательством в области охраны окружающей среды комплексные экологические разрешения, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации согласно их компетенции в разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, выдаваемые в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды. При отсутствии таких разрешений для указанных объектов утвержденные квоты выбросов включаются в декларации о воздействии на окружающую среду.
Для ОНВОС 2 категории квоты должны быть прописаны либо в КЭР, либо в декларации о воздействии на ОС.
Обязанности юридических лиц и ИП по квотированию выбросов ЗВ
1.Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на каждой территории эксперимента, обязаны:
1) представлять в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха, по его запросу сведения, полученные в результате проведения инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, и корректировки указанной инвентаризации на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха;
2) обеспечивать доступ на территорию объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на котором расположены источники выбросов, для уточнения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха, сведений, полученных в результате проведения инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ, представленных такими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха с учетом законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на квотируемых объектах на территориях эксперимента, обязаны:
1) разрабатывать и представлять в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха, предложения по квотам выбросов на основании определенных указанным федеральным органом исполнительной власти допустимых вкладов в концентрацию;
2) разрабатывать и реализовывать планы мероприятий по достижению квот выбросов в случае невозможности соблюдения установленных квот выбросов.
В общем, нелегкая ноша в виде квотирование выбросов загрязняющих веществ ложится на плечи этих предприятий.
Письмо о необходимости проведения корректировки данных инвентаризации в связи с изменением законодательства:
МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 18 сентября 2019 г. N 12-47/22545
О НЕОБХОДИМОСТИ
ПРОВЕДЕНИЯ КОРРЕКТИРОВКИ ДАННЫХ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ВЫБРОСОВ
Минприроды России в рамках установленной компетенции рассмотрело письмо с просьбой предоставить разъяснения о необходимости проведения корректировки данных инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в связи с принятием Федерального закона от 26.07.2019 N 195-ФЗ “О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха” (далее – Закон N 195-ФЗ) и сообщает.
В соответствии с пунктом 42 Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки (далее – Порядок), утвержденного приказом Минприроды России от 07.08.2018 N 352, корректировка данных инвентаризации выбросов объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется, в том числе, в случаях изменений законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, связанных с инвентаризацией выбросов.
В соответствии с Законом N 195-ФЗ с 01.11.2019 вносятся изменения в статью 22
Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ “Об охране атмосферного воздуха” в части необходимости проведения инвентаризации с учетом выбросов от передвижных источников.
Министерством прорабатываются методические подходы к реализации указанных положений законодательства и дополнению Порядкасоответствующими положениями.
По мнению Минприроды России, в связи с вышеуказанными изменениями законодательства необходима корректировка данных инвентаризации выбросов.
Следует отметить, что согласно пункту 45 Порядка корректировка данных инвентаризации выбросов проводится не позднее одного года со дня возникновения обстоятельств, указанных в пункте 42 Порядка.
Директор Департамента
государственной политики
и регулирования в сфере
охраны окружающей среды
и экологической безопасности
И.В.ИВАЧЕВ