Декларация о воздействии на окружающую среду. Форма, описание
Содержание:
Декларация о воздействии на окружающую среду - это форма отчетности, введенная ФЗ РФ с 01.01.2019 г. и только для объектов негативного воздействия на окружающую среду (ОНВОС) II категории.
Предприятия, имеющие объекты, подлежащие федеральному государственному экологическому надзору предоставляют декларации в территориальный орган Росприроднадзора.
Предприятия, имеющие объекты НВОС, подлежащие региональному государственному экологическому надзору предоставляют декларации в орган исполнительной власти субъекта РФ.
Если вы затрудняетесь с отнесением вашего предприятия к какому-либо виду надзора, то вы можете это легко узнать из свидетельства о постановке на учет, как объекта негативного воздействия на окружающую среду (ОНВОС). В указанном свидетельстве вы увидите категорию вашего предприятия, ОНВОС и уровень надзора.
Если нет свидетельства о постановке (актуализации) на учет, как ОНВОС, обратитесь к программному обеспечению ПТО УОНВОС.
Образец декларации о воздействии на окружающую среду.
Не забывайте об этом!
Предоставление декларации о воздействии на окружающую среду
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду.
пункт 1 статьи 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды"
Декларация о воздействии на окружающую среду представляется в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в отношении объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, в отношении иных объектов - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
пункт 1 статьи 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды"
Декларация о воздействии на окружающую среду должна содержать следующие сведения:
пункт 3 статьи 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды"
- наименование, организационно-правовая форма и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства индивидуального предпринимателя;
код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;
- вид основной деятельности, виды и объем производимой продукции (товара);
- информация о реализации природоохранных мероприятий;
данные об авариях и инцидентах, повлекших за собой негативное воздействие на окружающую среду и произошедших за предыдущие семь лет;
- декларируемые объем или масса выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образовываемых и размещаемых отходов;
- информация о программе производственного экологического контроля.
Одновременно с подачей декларации о воздействии на окружающую среду представляются расчеты нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов.
пункт 4 статьи 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды"
Декларация о воздействии на окружающую среду представляется один раз в семь лет при условии неизменности технологических процессов основных производств, качественных и количественных характеристик выбросов, сбросов загрязняющих веществ и стационарных источников.
пункт 6 статьи 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды"
Внесение изменений в декларацию о воздействии на окружающую среду осуществляется одновременно с предусмотренной статьей 69.2 настоящего Федерального закона актуализацией сведений об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Для объектов I, III и IV категорий представление декларации о воздействии на окружающую среду не требуется.
пункт 8 статьи 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды"
Срок предоставления декларации о воздействии на ОС
Первичные сроки предоставления декларации законом не установлены.
Все зависит от завершения срока действия разрешительных документов:
-разрешения на выбросы загрязняющих веществ,
-разрешения на сбросы загрязняющих веществ.
Указанная документация, полученная до 01.01.2019 г. является действующей в соответствии с письмом от 29.12.2018 N АА-10-02-36/29629, которое представлено в самом конце этой статьи.
При окончании установленного срока действия вышеперечисленной документации возникает необходимость предоставления декларации. По смыслу, получается, что поданная декларация и декларируемые виды воздействия на окружающую среду и количество загрязняющих веществ, поступающих в ОС в результате воздействия - и являются разрешительным документом для объектов НВОС 2 категории.
При этом декларация должна подаваться 1 раз в 7 лет, при условии:
неизменности осуществляемых технологических процессов, качественных и количественных характеристик выбросов, сбросов загрязняющих веществ и стационарных источников.
Одновременно с декларацией предоставляются:
- расчеты нормативов допустимых выбросов,
- расчеты нормативов допустимых сбросов,
которые будут являться приложениями к декларации и которые не подлежат согласованию в сторонних структурах ( просто утверждаются предприятием).
Расчет нормативов допустимых выбросов
Судебная практика:
Предприятие обжалует решение территориального Управления Росприроднадзора об отказе в принятии Декларации о воздействии на окружающую среду.
Предприятию отказано.
Судом установлено, что Предприятие осуществляет хозяйственную деятельность на объекте оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, категория объекта НВОС – II.
Предприятием в адрес территориального Управления Росприроднадзора была представлена Декларация о воздействии на окружающую среду на объект, оказывающий негативное воздействие.
Управлением было установлено, что в нарушение требований приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11.10.2018 N 509 "Об утверждении формы декларации о воздействии на окружающую среду и порядка ее заполнения, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью", расчет нормативов допустимых выбросов представлен не был.
Данное обстоятельство явилось основанием для выдачи Предприятию предписания, которым было предписано представить декларацию о воздействии на окружающую среду с приложением расчета нормативов допустимых выбросов и вынесения постановлений о назначении должностному лицу и юридическому лицу административного наказания по статье 8.5 КоАП РФ.
Предприятие в адрес территориального Управления Росприроднадзора вновь представило Декларацию о воздействии на окружающую среду на объект, оказывающий негативное воздействие по форме утвержденной, приказом Минприроды России от 11.10.2018 N 509 "Об утверждении формы декларации о воздействии на окружающую среду и порядка ее заполнения, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью".
Росприроднадзор сообщил заявителю, что Декларация представлена с нарушением формы и порядка, установленного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11.10.2018 N 509 "Об утверждении формы декларации о воздействии на окружающую среду и порядка ее заполнения, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью", а именно:
- представленный отчет об инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников не является расчетом допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, что противоречит пункту 12 Приказа N 509,
- рекомендовало устранить замечания и направить в установленном порядке.
Для деятельности на объектах II категории положениями статьи 31.2 Федерального закона N 7-ФЗ предусмотрено оформление декларации о воздействии на окружающую среду.
Суть дела:
Предприятием к Декларации был приложен Отчет об инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Предприятие указало, что расчет нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу отражен в составе отчета об инвентаризации.
Однако, ни отчет об инвентаризации, ни расчет нормативов выбросов в составе отчета об инвентаризации, не являются расчетом нормативов допустимых выбросов.
Форма и порядок заполнения декларации о воздействии на окружающую среду определены Приказом N 509, согласно которому расчет нормативов допустимых выбросов является обязательным приложением к подаваемой декларации о воздействии на окружающую среду, в силу пунктов 22, 23 Приказа N 509, раздел IV декларации заполняется на основании расчетов нормативов допустимых выбросов, который прилагается к декларации, раздел V заполняется также на основании расчета нормативом, который прилагается к декларации.
Отказ в приеме Декларации, возврат декларации по причине недостоверной, неполной, искаженной информации, замена, либо внесение изменений и дополнений в ранее поданную декларацию законодательством не предусмотрены, в то же время, согласно требованиям статьи 31.2 Закона N 7-ФЗ, Приказа N 509, декларация подлежит приему территориальными органами Росприроднадзора только при условии соответствия формы и содержания декларации установленным законодательством требованиям (письмо Росприроднадзора от 13.01.2020 N АА-03-02-31/334, письмо Росприроднадзора от 26.10.2020 N РН-09-01-32/36533).
Соответствие поданной декларации требованиям действующего законодательства устанавливается только в рамках осуществления Управлением контрольных мероприятий.
Однако, в связи с тем, что Предприятием декларация о воздействии на окружающую среду представлялась в Управление повторно, в рамках устранения нарушений законодательства, указанных в ранее вынесенном Управлении предписании, Управление письмом проинформировало организацию, что поданная повторно декларация также не соответствует требованиям действующего законодательства.
Довод Предприятия о том, что расчет нормативов допустимых выбросов включен в состав отчета об инвентаризации, приложенного к Декларации, отклонен судом.
Суды отметили, что ни отчет об инвентаризации, ни расчет нормативов выбросов в составе отчета об инвентаризации, не являются расчетом нормативов допустимых выбросов.
Согласно требованиям пункта 22 Приказа N 509, раздел IV декларации заполняется на основании расчетов нормативов допустимых выбросов, который прилагается к декларации. В указанном разделе "Масса выбросов загрязняющих веществ" прописывается, в том числе, масса выбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов.
Отклоняя довод общества о том, что расчет нормативов допустимых выбросов включен в состав отчета об инвентаризации, приложенного к Декларации о воздействии на окружающую среду на объект, оказывающий негативное воздействие, суды исходили из того, что согласно требованиям пункта 22 Приказа N 509 раздел IV декларации заполняется на основании расчетов нормативов допустимых выбросов, который прилагается к декларации. В указанном разделе "Масса выбросов загрязняющих веществ" прописывается, в том числе, масса выбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов.
Согласно пункта 11 Приказа Минприроды России от 11.08.2020 N 581 "Об утверждении методики разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух":
Расчеты предельно допустимых выбросов оформляются в электронном виде и на бумажном носителе в виде сброшюрованного тома (с нумерацией страниц), который подразделяется на разделы, включающие информацию, предусмотренную главами II, III, IV и V настоящей методики, и может содержать приложения.
Расчеты предельно допустимых выбросов содержат следующие сведения и материалы (далее - материалы):
1) титульный лист;
2) сведения о разработчике и исполнителях;
3) содержание (с указанием номеров страниц), введение;
4) данные, на основании которых разрабатываются предельно допустимые выбросы, включая данные инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и краткие сведения об объекте ОНВ и его воздействии на атмосферный воздух, включая сведения о расположении объекта ОНВ и прилегающей территории;
5) перечень загрязняющих веществ, в отношении которых разрабатываются предельно допустимые выбросы, с указанием смесей веществ, обладающих суммацией действия (комбинированным действием);
6) данные о расчетах рассеивания выбросов, включая расчеты рассеивания и расчет общего загрязнения атмосферного воздуха, и перечень источников с наибольшим воздействием на атмосферный воздух;
7) рассчитанные значения предельно допустимых выбросов;
8) сведения о стационарных источниках и загрязняющих веществах, по которым предельно допустимые выбросы на объекте ОНВ не обеспечиваются;
9) расчет выбросов для соблюдения предельно допустимых выбросов при наступлении неблагоприятных метеорологических условий;
10) сведения о полученном санитарно-эпидемиологическом заключении о соответствии предельно допустимых выбросов санитарным правилам в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650);
11) приложения (в случае необходимости).
На бумажном носителе материалы должны быть подписаны и заверены печатью (при ее наличии) юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте ОНВ.
Согласно пункта 5 Приказа Минприроды России от 11.08.2020 N 581 "Об утверждении методики разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух":
- для планируемых к строительству объектов ОНВ предельно допустимые выбросы рассчитываются при проведении оценки воздействия на окружающую среду.
- для объектов II категории предельно допустимые выбросы устанавливаются для загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах объекта и включенных в Перечень регулируемых загрязняющих веществ, указанный в пункте 2 настоящей методики.
- для объектов I и III категории предельно допустимые выбросы устанавливаются только для высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности) при их наличии в выбросах.
В силу статьи 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" гигиенический норматив качества удостоверяется на основании санитарно-эпидемиологического заключения, выданного соответствующим территориальным органом Роспотребнадзора.
Следовательно, чтобы подтвердить, что рассчитанные в рамках приложения к декларации нормативы выбросов не будут оказывать негативное вредное воздействие на окружающую среду и здоровье человека, простого расчета качественно-количественных параметров выбросов (инвентаризации) недостаточно, необходимо подтвердить их соответствие установленным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.
Таким образом, на момент подачи декларации допустимость значений, указанных в разделе IV декларации, надлежащим образом обществом была не подтверждена.
Расчет нормативов допустимых сбросов
НДС не подлежат пересмотру в течение срока, на который выдается комплексное экологическое разрешение, в заявке на получение которого они содержались, или на который предоставляется декларация о воздействии на окружающую среду, приложением к которой они являлись, а также срока, на который они утверждены в случаях, предусмотренных частью 1.1 статьи 11 Федерального закона N 219-ФЗ, за исключением наступления обстоятельств для расчета новых НДС, указанных в пункте 13 настоящей Методики.Срок актуальности расчетов НДС не превышает 7 лет с момента получения комплексного экологического разрешения, в заявке на получение которого они содержались (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 13 статьи 31.1 Федерального закона N 7-ФЗ), или данный срок исчисляется с момента предоставления декларации о воздействии на окружающую среду, приложением к которой они являлись.
В случаях, предусмотренных частью 1.1 статьи 11 Федерального закона N 219-ФЗ, НДС утверждаются на 5 лет в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 23 июля 2007 г. N 469 "О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей" .
пункт 11 приказа Минприроды России от 29.12.2020 № 1118
В случае, если у вашего предприятия произошло изменение технологии, в результате чего произошло образование новых источников выбросов загрязняющих веществ, новых наименований загрязняющих веществ, то возникает необходимость предоставления декларации, не дожидаясь истечения 7-и летнего срока. При этом, одновременно, вы должны провести актуализацию сведений об ОНВОС.
Наказание (штраф)
В том случае, если ваше предприятие не предоставят / не предоставят своевременно / предоставят в декларации информацию, не соответствующую действительности - предприятие, как юридическое лицо будет привлечено к ответственности.
Привлечение к ответственности юридического лица, не освобождает от ответственности должностное лицо.
Ст.8.5.КоАП РФ:
Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации, содержащейся в декларации о воздействии на окружающую среду,
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Форма декларации о воздействии на окружающую среду с комментариями
Раздел 1 должен перекликаться с актуализацией сведений об ОНВ.
Таблица 3.1. Если не были пойманы с поличным, то лучше показать прочерки.
Таблица 3.2. Аналогично заполнению табл.3.1.
Раздел IV заполняется на основании расчета нормативов допустимых выбросов, который прилагается к Декларации.
Заполняется по каждому источнику выбросов отдельно.
Раздел V заполняется на основании расчета нормативов допустимых сбросов, который прилагается к Декларации.
- наименование водного объекта - название реки, куда идет сброс;
- наименование ЗВ - заполняется по всем ЗВ, по которым сделан расчет нормативов допустимых сбросов;
- класс опасности - в расчете нормативов допустимых сбросов есть класс опасности каждого сбрасываемого вещества;
- источник сбросов - очистные сооружения;
- концентрация - показывается максимальная годовая концентрация;
- масса сбросов загрязняющих веществ - фактическое количество сброшенных ЗВ (в пределах НДС или с превышением НДС).
В графе 6 показывается максимальная концентрация в год.
Масса сбросов загрязняющих веществ (т/год) определяется суммированием сброса ЗВ (т/мес.), которые отражены у вас в журнале учета качества сбрасываемых сточных вод.
Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 N 1316-р
Классы опасности загрязняющих веществ в составе выбросов
загрязняющих веществ в атмосферный воздух утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.12.2017 N 165 "Об утверждении гигиенических нормативов ГН 2.1.6.3492-17 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих
веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений" .
Таблица 6.1. заполняется на основании данных учета отходов.
Таблица 6.2. заполняется по данным проекта нормативов образования и лимитов размещения отходов (расчета нормативов образования отходов и лимитов на их размещение), который для объектов негативного воздействия II категории обязателен для разработки независимо от того, является предприятие субъектом малого и среднего предпринимательства или нет.
Образование отхода - в данную графу надо внести максимально возможное количество образования отхода, на данную цифру можно выйти - просмотрев данные по учету отходов за период действия проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
В этой графе заявляется именно -
декларируемая масса образовываемых и размещаемых отходов.
Образец декларации о воздействии на окружающую среду
Образец декларации о воздействии на ОС представлен в статье, ссылка ниже:
По указанному образцу декларации вы сможете разработать документ самостоятельно.
После предоставления декларации о воздействии на окружающую среду
После того, как вы сдали декларацию о воздействии на окружающую среду - она стала вашим разрешительным документом в области охраны окружающей среды.
В соответствии с пунктом 10 статьи 15 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объектах II категории, должны осуществляться на основании декларации о воздействии на окружающую среду.
Таким образом, перечень выбрасываемых веществ в атмосферный воздух должен совпадать с декларацией, количество выбрасываемых ЗВ в АВ, не должно превышать количество, указанное в декларации.
Аналогичная ситуация со сбросами ЗВ в водный объект.
Приказом Минприроды РФ от 23.06.2020 № 383 в отчет ПЭК добавлена таблицы 2.5, 2.6, изменена таблица 3.1:
1. В разделе VII
"Информация о программе производственного экологического контроля" формы декларации о воздействии на окружающую среду, утвержденную приказом, после слов "расчет нормативов допустимых сбросов" знак препинания "." заменить на знак препинания ";".
2. Форму
декларации о воздействии на окружающую среду, утвержденную приказом, дополнить абзацем следующего содержания:
"утвержденные квоты выбросов (в случае установления таких квот в период проведения эксперимента по квотированию выбросов с 1 января 2020 года по 31 декабря 2024 года), в соответствии с пунктом 7 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2019 N 195-ФЗ "О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха" (Собрание законодательства, 2019, N 30, ст. 4097)".
3. Порядок
заполнения декларации о воздействии на окружающую среду, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, утвержденный приказом, дополнить пунктом 27 следующего содержания:
"27. Утвержденные квоты выбросов прилагаются к Декларации, в случае если юридические лица и индивидуальные предприниматели осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, включенном в перечень квотируемых объектов в соответствии с пунктом 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2019 N 195-ФЗ "О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха", и для такого объекта установлены квоты выбросов в соответствии с пунктом 7 статьи 5 Закона N 195-ФЗ.".
Разъяснения Росприроднадзора по вопросу декларации о воздействии на окружающую среду
Росприроднадзор высказал позицию по вопросу заполнения раздела V декларации о воздействии на окружающую среду (Декларация), которую обязаны представлять хозяйствующие субъекты - владельцы объектов НВОС II категории.
⠀
Поводом для разъяснений стали многочисленные запросы природопользователей о заполнении граф 6, 7, 8, 9 раздела V Декларации в контексте соответствующих сносок 3 и 4 и прилагаемых расчетов НДС.
⠀
Напомним, в разделе V формы Декларации (утв. приказом Минприроды России от 11.10.2018 № 509 в редакции приказа Минприроды России от 23.06.2020 № 383) отражаются сведения о массе сбросов загрязняющих веществ (ЗВ). Графа 6 содержит данные о концентрации ЗВ, которая, согласно сноске 3, соответствует максимальной концентрации за год, а графы 7-9 - массу сбросов ЗВ, расчет т/год которой производится суммированием т/мес (сноска 4 формы декларации).
⠀
Росприроднадзор по данному вопросу отметил следующее.
⠀
В соответствии с пунктом 3 статьи 31.2 Федерального закона “Об охране окружающей среды» Декларация должна содержать, в том числе, декларируемые объем или массу сбросов ЗВ.
⠀
Одновременно с подачей Декларации природопользователем представляется расчет НДС, выполненный в соответствии с Методикой разработки нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты для водопользователей (утв. приказом Минприроды России от 29.12.2020 № 1118). Расчет НДС - приложение к Декларации.
⠀
Раздел V Декларации заполняется на основании расчета НДС.
⠀
В столбце 6 «Концентрация мг/куб. дм» указывается максимальная концентрация ЗВ за год, в столбцах 7, 8 и 9 «Масса сбросов загрязняющих веществ, т/год» указываются значения массы загрязняющих веществ, в том числе в пределах НДС и превышающей установленные нормативы.
⠀
В качестве нормативного (разрешенного) значения массы сбросов ЗВ принимается значение из расчета НДС, прилагаемого к Декларации.
⠀
В качестве значения массы ЗВ принимается значение фактического сброса ЗВ, сформированное в соответствии с протоколами количественного химического анализа сточных вод, выполненных аккредитованной лабораторией.